8 (915) 876-2007 zatropa@rambler.ru

Изучение эффектов глубокого дыхания у участников психологического тренинга

(Университет Российской Академии Образования, факультет психологии, кафедра клинической психологии, Москва, 2003)

Голотропное ( Холотропное ) дыхание ( Holotropic Breathing )

Голотропное (холотропное) дыхание Станислава Грофа Голотропное дыхание Грофа является для меня наиболее близкой из методик глубокого дыхания исторически (я с нее начинал), с одной стороны; с другой стороны, мне и по духу эта модель нравится больше. Впрочем, возможно, одно и обусловило другое. Подход Грофа неоднократно освещался. Не будем слишком повторятся (хотя отчасти придется) , но лишь дополним огромное колличество публикаций в литературе и по интернету обзором того, что может пригодиться начинающему «голонавту» с нашей точки зрения. Цель этого обзора — попытаться определить границы опыта физического и опыта эмоционального как рубежи двух катарсисов, которые мы используем в практической психоантропологии дыхания. Прежде всего, речь идет об использовании произвольной гипервентиляции в психологических целях. Нас будут интересовать глубоко дышащие люди с достаточно здоровым уровнем невротизма, можно сказать, «средне статистический» участник психологического тренинга. Считается, что пионерами в таких исследованиях стали Станислав Гроф и Леонард Орр. Орр первый начал экспериментировать с дыханием, но, почти независимо от него, на базе своих исследований с психоделическими препаратами Гроф создал свою уникальную модель. Уникальность работы Грофа, на наш взгляд, состоит в расширении рамок академической науки. Подобно тому, как Фрейд стал говорить о материале бессознательного в терминах младенческих комплексов и пр., Гроф вывел на уровень научного рассмотрения уровни до рождения — перинатального опыта, использовав при этом идеи Отто Ранка. Гроф систематизировал и раскрыл эти идеи Ранка. И более того, Гроф занялся изучением уровней до зачатия — трансиндивидуальные и архетипические переживания, которые Гроф назвал «трансперсональным» уровнем, вплотную приблизившись при этом к религиозному и мистическому опыту. Имея 30-и летний опыт работы с измененными состояниями сознания и более 20 лет работы с дыханием в различных группах людей (как пациентов клиники, так и «волонтеров»),...

Клиника дыхательной недостаточности

Всегда существует, по-видимому, глубокий антагонизм между одними и теми же движениями, руководимых в одних случаях волей, а в других рефлекторным механизмом; этот антагонизм проявляется как в отношении силы, с которой эти движения производятся, так и той легкости, с которой они возбуждаются. Чарльз Дарвин. Дыхание с точки зрения клиники дыхательной недостаточности   Статья предназначена для понимания физиологических основ дыхания и, соответственно, для дальнейшего сравнения клинических процессов дыхания (патологии) и их гипервентиляционных корреляторов (т.е., в принципе, также в чем-то аномальных явлений дыхания). Феноменология глубокого дыхания представляет противоречивый материал, всем, кто работает с этими явлениями — физиологам, биохимикам, клиницистам, психологам. Прежде всего, бросается в глаза противоречивость суждений самого дышащего оценивать определенный опыт дыхания как положительный или же как отрицательный. В отличие от категодий других «дышащих», в условиях клиники дыхательной недостаточности врач-пульмонолог имеет определенный приоритет своих суждений по поводу гипервентиляции, позволяющий ему принимать решения за своего пациента, тем более что многие такие пациенты сами в момент болезни уже не в состоянии принимать решения и судить о характере своих процессов дыхания. В клинику дыхательной недостаточности попадают люди с различным поражением дыхательных путей. Поэтому, в соответствующей литературе, в основном, описан физиологический, т.е телесно-физический аспект глубокого дыхания. Задачи нашего же исследования заставляют нас попытаться обнаружить психическую в литературе по клинике дыхания. В клинике дыхательной недостаточности, т.е. в работе с больными, у которых в той или иной мере имеются проблемы с дыханием, мы обнаруживаем общие моменты отношения к дыханию. Профессор, доктор медицинских наук Зильбер Анатолий Петрович в своих книгах и руководствах по респираторной терапии для врачей-специалистов описывает основные аспекты стратегии и тактики лечения дыхательной недостаточности (ДН). Нас не будет интересовать сугубо физиологический аспект этих подходов. Также нас...

Психосоматическая клиника

Болезни подобны разным платьям, господин мой: человек надевает их, когда нужно, и снимает, когда можно, потому в жизни редко случается оказаться нагим. Как знать, от какой напасти и еще больших бед защищают человека болезни! Подумайте об этом! Между нами и великими таинствами, по сути, находится только наша хворь. Легче заболеть, чем познать истину. Ваша болезнь здесь очень активна. Милорад Павич («Пейзаж, нарисованный чаем»). Дыхание и психосоматическая клиника Уровень процессов, непосредственно относящихся к дыханию: «сердечность» и «легкость» Симптоматика и способы ее объяснения Речь будет идти, по сути, о взаимосвязи между стремлением к любви и свободе, с одной стороны, и их телесными «двойниками», с другой стороны. Наша цель — выявить разные типы личности и личностные особенности, со свойственными им характерами и мироощущением, страдающие «своей» болезнью. Речь пойдет о людях, для которых болезненные позывы органов являются «будильником в их ненарушенном мире» (V. Weizsaecker). «Сердечность». Если говорить о сердечно-сосудистых заболеваниях, то, для начала, отметим функциональные сердечные симптомы [2, с. 48]. Ими принято называть ряд относительно небольших проблем с сердцем. Это неврозы сердца (фобические и контрфобические) — страх смерти и сопутствующая ему депрессивность, вызывающие учащенные сердцебиение и пульс, сдавливание в груди, глубокое дыхание и т.п. Это также так называемый гиперкинетический сердечный синдром, для которого, кроме вышеперечисленных симптомов, еще характерна заторможенность, усталость и в сфере двигательной, и в сфере аффективной. Здесь также может быть страх, но это уже не страх смерти. Это, в большей степени, какие-либо бытовые страхи. Различного рода тахикардии, вызывающие приступообразную эмоциональную заторможенность, одышку, гипертонию тоже относятся к функциональным сердечным симптомам. Для подобных проблем характерна «нехватка жизни», а отсюда и страхи, нерешительность. Жизнь как бы пытается проявить себя на уровне телесных проблем. Страх...

Телесно-ориентированная психология

Катарсис в телесно-ориентированной психологии Вильгельм Райх, основоположник направления в психологии телесности, называемого как телесно-ориентированная терапия существенно обогатил психоанализ своей «характерной аналитической вегетотерапией», где вместо анализа симптомов по Фрейду (по Райху, язык может служить защитой от лечения) предложил мобилизацию чувств через форсированное дыхание и другие телесные техники. Райх рассматривал свободную эмоциональную экспрессию как синоним космической оргонной энергии («эмоция» означает буквально — «выдвижение вперед») и отсюда целью своей терапии. «В основном эмоция представляет собой экспрессивно-пластическое движение» (Райх, с. 297-306). Для освобождения эмоций вызывался дыхательный катарсис. Целью такой терапии для Райха было развитие способности быть спонтанным и непроизвольным во время глубокого дыхания с целью дальнейшего развития спонтанности в жизни. Райх рассматривал почти как синонимы энергетику человека и его сексуальность, особенно в начале своих исследований (в дальнейшем он предпочел сексуальности мистические силы Природы и Космоса). Он также пришел к выводу, что физический панцирь и психический панцирь суть одно и то же (впрочем, как и интеллектуальный). Одно из известных упражнений Райха, использующих глубокое дыхание, было «рефлекс-оргазм». Чередуя статические позы дыхания с динамическими, а также воздействуя на дышащего путем надавливаний, телесного сопротивления и ограничения, Райх вызывал самые разнообразный опыт — телесный, эмоциональный и ментальный, но больший акцент выставлялся на снятии «мышечных панцирей» — особой энергетической структуры, необходимой для поддержании баланса между свободной сексуальной энергией человека и ее сдерживанием, или словами самого Райха, — на «предотвращение оргазмического рефлекса» (Там же). Ученик Райха Александр Лоуэн (14) развил идеи своего наставника, лимитировав при этом фактор сексуальности. Лоуэн говорил о скрытых силах самовыражения и творчества, которые выражаются в блоках и напряжениях, введя при этом «принцип реальности» — понятие заземление. Мышечное напряжение, таким образом, скрывает выражение потока чувств в человеке....

Ребефинг (Реберфинг), Свободное Дыхание

Ребефинг   Ребефинг (реберфинг) по сравнению с дыханием Грофа (см. Холотропное Дыхание) не претендует на весь спектр человеческого опыта. И в теории ребефинга нет столь разработанной картографии психики, как в голотропном дыхании. Можно сказать, что ребефинг и менее научен, хотя в последнее время наблюдается тенденция слияния этих двух моделей дыхания, проявляющееся в самых разнообразных формах, — от простой подмены названий до сложной интеграции, приводящей к образованию новых методик дыхания. Если же говорить о ребефинге в узком смысле, то эта техника дыхания в большей степени акцентирована на достижение конкретного личностного результата. Если у Грофа основная инструкция дыхания сводится к тому, чтобы следовать за процессом отреагирования: позволить телу высвободить стресс, пройдя через все переживания спонтанно и с полным осознанием происходящего, принимая все как приходит, то в ребефинге основная идея — «мысль материальна», или «мысль творит действительность». Класический ребефинг и вайвейшн Основоположник ребефинга Леонард Орр рассматривал свою дыхательную технику как часть более широкой и философски глубокой системы, названной им «Йога вечной жизни». Поэтому, его подход к дыханию отчасти метафизичен и строится на «энергетическом» принципе — вдыхание и высвобождении энергии. Например, процесс повторного переживания рождения (собственно, «rebirthing«) у Орра имеет несколько символическую окраску, чем у Грофа. Если на дыхании по Грофу такое «перерождение» или отдельные его элементы просто могут спонтанно фиксироваться у дышащего, то у Орра они модулируются и заранее задаются. Работа по Орру (и не только дыхание) строится на использовании афирмаций — глубинных утверждений, т.е. определенных положительных высказываний, трансформирующих желаемое в убеждение (и далее в действительность). Ученица и сподвижница Орра Сандра Рэй, тщательно разработав этот подход с Бобом Менделом, создала свою психотехнологию «Тренинг Любящих Взаимоотношений» с использованием так называемого «связного дыхания» (углубленное...

Последовательный Катарсис

Последовательный Катарсис психоантропологическая модель глубокого дыхания Согласно этой модели, в интенсивном дыхании следует различать вдох и выдох. Вдох — просто форсированный, интенсивный, «процессуальный» (выдох произвольный и расслабленный). При этом тело «заземлено», т.е. неподвижно. Форсирование вдоха отнюдь не означает напряжение при вдохе, — этот вдох напоминает спокойное надувание матраса. У каждого свои функциональные возможности легких, отсюда свой темп и глубина. Извесно, что при слишком быстром дыхании альвеолы легких просто не будут успеварь сильно распрямляться, а значит дыхание не будет являться сильным. Положение тела при этом дыхании максимально неподвижно, иначе теряется основа заземления. Позвоночник как бы «врастает» в землю. С точки зрения культурной антропологии, основа тела состоит из двойственности стихий. «Нижняя» основа тела — это стихия земли, и этой стихии соответствует минерал. Растительная основа тела («вегетативная» в прямом смысле этого слова), — вода, «наслаивается» на его «минеральную» основу. «Животная» стихия огня не относится к телу, но «выше» формирует человеческую телесность, — животное передвигается по земле, а не врастает в землю. Спустя 3-5 занятий (см. объяснение в эксперименте) акцент перемещается на выдох, — теперь выдох сознательный, целенаправленный, направленный на освобождения от «камня за пазухой» (здесь уже вдох свободный и непроизвольно глубокий). Переход с одного дыхания на другой определяет естественный ход катарсиса. С точки зрения религиоведения, это соответствует 3-х дневному этапу перехода души после физической смерти, — в христианстве это этап поминовения души усопшего, в буддизме это приход в дом смерти — Бардо. Каждый из этих двух катарсисов (катарсис — интенсивное очищение, — лат.) имеет общие закономерности и частные, только свои законы. Вкратце их перечислем. 1-ый катарсис — телесно-физический обуславливается: искусство вдоха (более подробно см. Искусство Вдоха); процессуальность — дыхание ради дыхания, но...

Объективность и пути ее достижения

Объективность и телесность измеряемость в психологии интрацептивного восприятия На современном этапе существует видимое многообразие методик глубокого дыхание, но нет выработанных стандартов описания процесса глубокого дыхания. Речь идет, с нашей точки зрения, не столько о неразработанности данной темы, сколько об ее кажущейся субъективности. Это обуславливается, по словам Тхостова «…самой логикой естественно-научного подхода, делающего психологию принципиально избыточной. <…> Логическая последовательность побуждает исследователя максимально ограничиваться рамками объективных закономерностей, а психологию ставит в маргинальное положение, заставляя каждый раз оправдывать свое право на существование» (Тхостов, 2002. — с. 8). Модель, предложенная Тхостовым, позволяет не только «оправдать свое право» на проведение эмпирического исследования, но и предоставляет полезный эмпирический материал в рамках проблемы взаимосвязи телесного и эмоционального. «Проблема» психологии в том, что, исследуя человеческую психику, психолог тем самым исследует самого себя. Здесь субъект познания совпадает с объектом познания. Такой акт познания может считаться научным, если субъект познания будет обладать свойством «прозрачности», т.е. он не будет испытывать давления и изменений со стороны «непрозрачного» объекта познания. Но объектом познания и является сам «прозрачный» субъект. Видимое противоречие психологического познания можно устранить, если объект познания психологии отождествить с механизмом, химической лабораторией, биологическим организмом или с вычислительной машиной, как это и делалось в разные времена, — менялись лишь сами объекты отождествления, в зависимости от достижений естественно-научной мысли. О слабости таких теоретических построений уже нет необходимости говорить, но решение данной проблемы может прийти, если ввести в объект рассмотрения интрацепцию как разновидность перцепции человека. Действительно, ранее телесные ощущения рассматривались психологией или как «прозрачные» — на уровне субъекта, — но тогда психология почти не отличалась от философии; или же как «непрозрачные», — тогда психология занималась изучением психики всего лишь как продуктом деятельности высокоорганизованной материи...

Эксперимент

Эсперимент В этой работе кратко освещаются схема, основные принципы проведения и выводы эксперимента, проводимого в рамках психологии глубокого дыхания на основе тренинга «Дыхание — работа Духа», проводимого в Зеленограде и других городах (см. о таком тренинге).Исследуемые извлекались из различных групп дышащих, количеством участников от 8-ми до 28-ми. В итоге, исследования проводилось на группе 40 испытуемых основного эксперимента и 13+11 двух контрольных экспериментов. Параметры эксперимента Объект — участники психологического тренинга, использующие методики глубокого дыхания. Предмет — отношения эмоционально-динамической и телесно-физической составляющих (или компонент) опыта глубокого дыхания у участников психологического тренинга. Цель — получение единого представления о процессе глубокого дыхания у участников психологического тренинга в контексте телесно-физической и эмоционально-динамической компонент этого опыта. Рассматривается опыт протекания процесса глубокого дыхания у участников психологического тренинга в течение нескольких дней последовательно. Теоретические задачи: изучение и анализ литературы по теме; изучение закономерностей протекания телесно-физического и эмоционально-динамического опыта глубокого дыхания у участников психологического тренинга; изучение влияния инструкций руководителя тренинга по глубокому дыханию на протекание телесно-физического и эмоционально-динамического опыта; изучение влияние времени на опыт у участников психологического тренинга по глубокому дыханию; получение выводов настоящего исследования, а также постановка возможных целей и задач для будущих исследований. Практические задачи: проведение эмпирического исследования закономерностей протекания телесно-физического и эмоционально-динамического опыта у участников психологического тренинга; создание возможной обобщенной модели тренинга по глубокому дыханию с последующей ее эмпирической проверкой. Гипотеза: интрацептивный опыт, получаемый при проведении метода глубокого дыхания в психологических целях можно структурировать и последовательно описать в терминах эмоций и телесных переживаний. Принципы проведения В силу неоднозначности и многоплановости самого понятия «дыхание», стратегия проведения эксперимента по глубокому дыханию создавалась в несколько этапов. Исходная стратегия формирования эксперимента: необходимо пожертвовать архаичными ритуалами и придать методике «современный»...

ПсихоАнтропология

Пространство и Время — Медитация и Катарсис

Это статья 1995 года, когда я только начинал самостоятельные исследования в психологии дыхания культов и обрядов. Я, как учительТМ (Трансцендентальная Медитация Махариши) с конца 1991 года, должен был обосновать свое «увлечение» голотропным дыханием (с начала того же 1991 года). В работе сравниваются 2 пути осознаваемого развития: когда человек начинает с медитации, и когда человек начинает с дыхания (катарсиса), обосновывается необходимость обоих путей и освещаются уловки на каждом пути. Это моя первая идеологическая работа по психоантропологии. Пространство и Время: Медитация и Катарсис Введение Мы живем в рамках пространственно-временной геометрии. Это значит, что в определенной мере мы — люди ограничены в своей свободе проявлений, в своих проявлениях пространством и временем. Какова же эта мера? Что есть эта мера? Какая часть или какие части нашей сущности втиснуты в пространственные ограничения и что сдерживается временем в нашей жизни? Часто нам говорят, что время напоминает нам о смерти и, тем самым, заставляет нас двигаться, развиваться. Но примерно то же самое можно сказать и о пространстве: «Под лежащий камень вода не бежит». Для того, чтобы достигать своих целей, необходимо перемещаться в пространстве, расширять сферу знакомств, Расти. «Оглянись и посмотри вокруг себя,» — говорим мы часто тому, у кого появляются проблемы. Таким образом, и время, и пространство одновременно и сдерживают нас от более свободных проявлений, и являются стимулом, причиной новых проявлений. Это — фундаментальные Великие Абстракции нашего Жития. Но они же — и конкретные величины, хотя бы потому что довольно изящно и точно описаны, в современных точных науках. Впрочем, эти науки (физика, математика и т.д.) и названы «точными» лишь потому, что способны конкретно предсказать и описать суть описываемых явлений. Какая то сторона нашего Я чувствует фатальность...

Модель «Три Дома»

Модель «Три Дома»ценностей Знание приносит ответственность. Бывает, что даже при открытой двери темницы, пленник предпочитает заточение. Согьял Ринпоче. . В данной работе рассматриваются ценностные ориентиры с нескольких позиций: существование — житие человека; цели существования — в контексте вопросов бытия и реализации; умения и навыки мастеров — наставников на этом пути. Три Дома, или три Царства, или три уровня — психоантропологическая модель, которая часто используется в эзотерическом разделе сайта (наряду с концепцией Времени). И не случайно именно ТРИ. В наших (славянских) традициях различали три системы ценностей человека, — три так называемых «царства», или три «дома» — верхний, нижний и средний. Нетрудно догадаться, что ценности сердца и органов дыхания относятся к среднему дому. Как уже говорилось, это сугубо человеческие ценности, находящиеся «посередине» между головой и животом. Но есть и нижний дом — это «живот». Анатомически (хотя это и примитивное и урезанное рассмотрение, с точки зрения психоантропологии), это органы тела, лежащие ниже легочной диафрагмы. Но это — и все тело как биологическая структура — мышцы, суставы, кожа и пр. Проблемы сердца влияют на тело — «спускаются» на материальный уровень. Под «человеческим» подразумевают не только душу, но и тело. «Живот», «животное», «жизнь» (в теле), — также спектр проблем человека. Но это все же другой спектр других проблем — его животных основ. Поэтому, и сами эти проблемы могут быть как схожими с проблемами «души», так и заметно отличаться по своим проявлениям. Для того, чтобы лучше понять есттесственность и достаточность именно такого разбиения ценностей (по вертикали три уровня, хотя бывают и 7, 9, 13 в — чакрах, 4 у Кастанеды и у Грофа, 5 стихий, органов чувств и форм суще. В современном мире существуют три...

Тенденции Времени- концепция

Лютый И., 1999 г. Данная грава является теоретической разработкой, используемой в практике психоантропологических техник. Очень ценно, что понимание ТЕНДЕНЦИЙ ВРЕМЕНИ вышло из практики тернингов по глубокому дыханию и пересекается с многими иными подходами в сфере искусства, демографии, методологии науки, экономики, политики и пр. Тенденции Времени «Тот, кто не знает истории, не постигнет и современности; без прошлого нет настоящего и нет будущего», — подобные истины звучат все чаще и чаще в последнее время. Их произносят журналисты и историки, педагоги и представители паранауки, моралисты и политики. Подобную фразу я обнаружил и у археологов, в так называемом «уставе Аркаимцев», относящемуся к Аркаиму — древнему археологическому памятнику Зауралья. Но что же дает прошлое современному человеку? В данной статье мы рассмотрим Время не как фактор движения исторических событий и не с точки зрения морали. Нам не чужда философская интерпретация понятия времени, но мы опустим и этот путь. Хотя кому-то это и может показаться философией; возможно это и так, но не в узком смысле философского метода. Политика — вещь конечно интересная, но займемся политикой в следующий раз. Мы рассмотрим Время как фактор человеческой способности получать знание, — извлекать элементы истины из глубин своего беcсознательного и из окружающего мира. С нашей точки зрения «Тенденции Времени», — это концепция, способ строить практические технологии и гипотезы. Практические технологии способны родить новый мир, в смысле новое отношение к миру, а значит и новое мировоззрение. Гипотезы рождают теории. О тенденциях времени действительно много говорят в последнее время, в разных терминах и по разному, и даже имея в виду разные тенденции времени. Но и это происходит в силу определенных тенденций времени. Это лишь доказывает, что происходит НЕЧТО, имеющее отношение к фактору...

Искусство Вдоха

Искусство Вдоха (анализ народных методов) Данная глава, с одной стороны, дополняет искусство выдоха (см. предыдущую главу), с другой стороны, значительно отличаться от него и направлена на анализ народной мудрости в смысле: Телесность и народные методы и практики ее достижения. 1-ый этап — понять связь. Как и в случае проблем, связанных с искусством выдоха, необходимо понять и принять идею взаимосвязи между психикой и телом. Поверить в эту взаимосвязь труднее, чем в случае с сердцем и легкими. И многим сделать это мешает не только то, что они этого не привыкли делать и не умеют — их просто этому не научили, привив в детства естественнонаучное мировоззрение. Многим мешает принять такую взаимосвязь глубина и фундаментальность их психологических проблем, — иначе не было бы и данной физиологической проблемы. Многие «первопричины» психосоматических проявлений «нижнего дома» кроются в «оральной» (согласно психоанализу) стадии развития, — периода наиболее раннего для человека, первичных взаимоотношений с матерью и миром, который предлагает мать. Такие связи почти полностью вытесняются сознанием. Иногда понять эти связи мешает и профессия, род деятельности и, связанные с этим, «профессиональные амбиции». Ведь действительно трудно признаться в том, что, возможно, большую часть своей жизни занимался «неполноценной» наукой или деятельностью. Но такая ригидность, опять же, связана с личными особенностями человека. 2-ый этап — начать что-то делать. Допустим, что человек понял и принял психосоматическую связь и стремится к избавлению от физиологических проблем психологическими способами — «экологически чистыми». Или же хочет «атаковать болезни с разных сторон». Это наиболее мудрое решение, особенно в случае серьезных физиологических проблем, хронических форм болезни и наследственной составляющей. Решение проблем «нижнего дома» может происходить в той же последовательности, в какой это проблема и формировалась — «сверху вниз». Тем...

Искусство Выдоха

Искусство Выдоха (анализ народных методов) Как уже отмечалось (см. предыдущую главу), понятия свобода и любовь в своей культурологической интерпретации могут отличаться от своих философских аналогов, поскольку философские каконы были сформированы не параллельно с культурными традициями. (На самом деле это может быть и одно и тоже, если не сделать оговорку: философия как наука — продукт более позднего развития, чем «народная мудрость»). Наше же рассмотрение любви и свободы носит психоантропологический характер, и данная глава направлена на анализ народной мудрости в смысле: Народные методы и практики достижения любви и свободы. Вопросы свободы и любви находятся рядом, как органы дыхания и сердце, и подстраховывают друг друга. Правда, в случае противоречий между ценностями свободы и привязанности, любви и отрешенности возникают и противоречия между сердцем и дыханием. Это, в свою очередь, может приводить к сбою в работе этих органов. Для того чтобы выйти из этих противоречий, нужно как-то «примирить» сердце и легкие. Нужно вернуться к тому общему, что объединяет их качества. Это сфера чувств и эмоций. Поэтому, можно предложить общий способ решения этих проблем. Проблемы сердца более конкретны, как и этот орган, и эти проблемы более личные, как уже упоминалось. Особенно это характерно для «западного» общества. Наше общество, по большей мере, «западное», поскольку нами чаще движет индивидуализм, чем коллективизм, и к здравому рассудку мы прислушиваемся больше, чем к интуиции. Наше технократическое общество рождает больше эмоций, чем восточное. Это общество с более выраженными, материализованными ценностями. Данные культурологические рассуждения нам нужны для того, чтобы выделить возможности и достоинства работы с «нашими» сердечными проблемами. Следующая наша задача — выделить практическую основу из вышесказанного — что делать. 1-ый этап — понять связь. Прежде всего, следует признать и поверить в...

Культура и этнос — проявленный Народных Дух

Культура и этнос — проявленнный Народный Дух В этой работе речь пойдет о работе народного духа. Хотя начнем мы с речевых оборотов, или мыслительно-речевых стереотипов, которые образуют, в понимании А.Р. Лурии, устойчивые логико-функциональные связи. Мифы, сказания, поговорки и пр. образуют душу народа. О душе И … ощущения из сердца передаются уму, в мозг и в огромной степени определяют, направляют и намечают все психические процессы, происходящие в уме и духе. Архиепископ Лука, д-р мед. наук Войно-Ясенецкий В.Ф. Вся эта мимолетная жизнь, вся эта череда радостей и горестей и есть для каждого из нас самое главное — только то, чем живет сердце. Хосе Ортега-и-Гассет. Пожалуй, стоит сразу определиться в терминах «дух» и «душа». Для этого нет необходимости слишком философствовать и мудрствовать. Психоантропологическое рассмотрение начинает сразу обращать наше внимание на бытовые аспекты использования этих слов, поскольку именно повседневная жизнь является основным «поставщиком» подсознательного. Так происходит регулярное, периодическое — изо дня в день — формирование нашего мироощущения, наше «самовнушение», «кодирование» нас на наши заслуги и наши болезни. Пожалуй, больше ничто — не травмы (родовые, послеродовые и др.), не стрессы (в классическом смысле или же в бытовом) так нас не меняют (ломают или создают), как быт и его социальные и культурные установки и предпосылки. Тогда, перейдем непосредственно, психоантропологически к «духу» и «душе». Собственно, понятие «дух» в быту почти не употребляется. Использование этого слова относится, в основном, к необычным, небытовым ситуациям. О духе говорится в сфере религии, мистики, паранауки, а также в области государственной идеологии и пр. Нас же интересует больше бытовая сторона использования подобных понятий. Остановимся же на душе… Начнем «задушевную» беседу… Можно «потерять сердце», или сердце может «остановиться от страха», «подпрыгнуть от радости»,...

Лекции и статьи, идеи и мнения

Шаманизм и педагогика шаманизма

Шаманизм (целительство, педагогика, традиции) Данная работа описывает шаманизм в широком смысле, с точки зрения ПСИ-антропологии, используя концепцию Времени. Таким образом, выделяются 4 последовательные позиции шаманизма.   Введение Для того, чтобы осветить вопрос об обучении, воспитании и саморазвитии в шаманизме, необходимо сначала определиться что есть шаманизм, что будет означать понятие ШАМАНИЗМ в нашем рассмотрении. До 90-х г.г. нашего века под “шаманизмом” понимали определенный специфический жизненный уклад со свойственным ему мировоззрением, традициями и ритуалами, относящийся к определенным конкретным этносам и народностям. Чаще всего, это были народы севера обоих континентов. Соответственно, под “шаманами” понимали, как правило, отдельных представителей этих народов, занимающихся особым родом нетрадиционной медицинской, педагогической и другой деятельности (считается, что слово «шаман» имеет тунгусское происхождение и получило распространение в XYII веке при Петре I). Представителей других этнических групп, занимающихся подобной деятельностью, как правило к “шаманам” относили косвенно, в шутку или же в переносном смысле. В 90-е г.г. появилась необходимость доопределить и расширить понятия “шаманизм”, “шаман”, “шаманство” и д.р. Причины этого – тенденции времени, о которых мы поговорим позже. Например, в книгах К. Кастанеды слова “шаман” и пр. появились только в последних томах. Ранее им использовались синонимы “магия”, “искусство сознания”, “осознание”, “саморазвитие”, “путь к себе” и др. И этот пример характерен для общей тенденции настоящего времени. Таким образом, ШАМАНИЗМ – это особый род деятельности по обретению знания человека о самом себе. Причем, это Знание достигается путем субъективных практик учеников (объективное знание не отрицается, оно второстепенно или даже слито с субъективным) и направленно на все аспекты личной и коллективной жизни. Мы пришли к тому, что шаманизм и педагогика шаманизма в нашем случае означает одно и тоже. В дальнейшем под “шаманизмом” следует понимать “педагогика...

Дольмены

Дольмены Мой подход к этим мегалитам на тренингах психологической антропологии (см. обзор тренинга с фотографиями «Тропа Мага»). Дольмены — тема популярная в последние несколько лет. И если Вы набирете это слово в поисковике, то первая Ваша реакция может быть — растерянность от изобилия всякой там разной информации на тему дольменов. Впрочем, возможно так уже и случилось.Для меня же, можно сказать, это уже праздная тема. Праздная именно потому, что, похоже, я ее исчерпал на сегодняшний день как психоантропологическую самоцель. Но мы активно используем эти мегалиты на нашей «Тропе Мага» как одну из психотерапевтических тем (целей) — это работа с энергиями дольмена. Да еще остался некий должок самому себе и «им» — дольменам. Этот долг — описать контакт «человек — дольмен» на Тропе Мага. И дабы оплатить «по счетам», я берусь дополнить мою предыдущюю статью на тему дольменов на сайте Путь Дольмена. В целом, мой взгляд на дольмены за истекшие 1,5 года не изменился. Мне не интересно заниматься количественным описанием «камней», — это не моя стезя. Тем более, что для этого есть более «упертые» (в такие цели) люди. Поиск мифов о дольменах мне представляется более интересным, но не сейчас и, возможно, «не в этой жизни». Сейчас хочется обратить внимание на три момента: во времени, в пространстве, и на момент вне времени и пространства. История дольмена Дольменов в истории НЕТ. Вот и вся история… Но если честно, то речь идетоб анонимности тех, кто построил эти мегалиты. Ведь строители других крупных сооружений мира, в основном, известны по летописям. С мегалитами здесь сложнее, в том числе и с дольменами. А по сравнению с другими мегалитами (пирамидами, каменными великанами и пр.) дольмены обладают удивительным талантом...

Психоаналитическое Рассмотрение Акцентуаций Характера

Современный человек не понимает, до какой степени его «рационализм» (который разрушил его способность откликаться на божественные символы и идеи) предоставил его волю психологической «преисподней». К.Г.Юнг. Психоаналитическое рассмотрение акцентуаций характера Основное содержание: Миф в психоанализе Бессознательное в акцентуациях характера Акцентированный миф № 1 Сознательное в акцентуациях характера Акцентированный миф № 2 Сознательное в акцентуациях характера (продолжение) Акцентированный миф № 3 Социальное в акцентуациях характера Заключение Введение Идея данной работы родилась на стыке двух родственных учений — психоанализа и учении об акцентуациях личности. Цель, скорее всего, — связать в сознании различные типы акцентированных характеров и собственно стадии формирования этих характеров в соответствии с принципами психоанализа. Пожалуй, такая цель самая первичная, ведь из нее могут вытекать и другие, более прикладные. Например, можно диагностировать психические заболевания, указывая на связь между определенной психопатией и стадией формирования эго в определенном возрасте; или же связать проблемы развития всего современного общества с «особыми» акцентуациями характера целых человеческих групп. Существует большое количество литературы по психоанализу, начиная со времен самого Фрейда, отражающей подобные прикладные задачи психоанализа в области мифотворчества, политики, экономики, права и пр. Причем, многие психоаналитические интерпретации могут довольно активно и противоречить друг другу, по крайней мере, в терминах. Уже во взаимоотношениях между «отцом»-Фрейдом и его учениками-«детьми» было довольно много противоречий и критики в адрес друг друга. Хотя уже сам этот факт постулирует справедливость идеи Фрейда о так называемом «семейном конфликте». Понятие «акцентуации характера» тоже претерпело множество изменений со времен «отца» этого понятия Карла Леонгарда, и всегда интерпретировалось по-разному различными школами психиатрии. Всякий раз, когда термины «характер» и «личность» взаимозаменяют (что, например, неприемлемо для российской школы психологии, разводящей эти понятия), или же заменяют «акцентуации» на «тип организации», остается...

Этика в лицах

Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами. Альберт Швейцер. Этика в лицах Введение Рассмотрение этических проблем может быть плодотворным и удобным, если взять за основу практический аспект взаимоотношений между людьми, подразумевающими такие понятия, как «мораль», «нравственность», «совесть» и т.п. Этого требует и определение этики как «практической философии». Для этого, воспользуемся оригинальной 4-х мерной моделью формирования этических взглядов. Данное рассмотрение, хотя и не связано напрямую с исторической хронологией человечества, тем не менее, имеет свои закономерности развития. Речь идет о том, что, с одной стороны, история человечества идет поступательно (прежде всего это отражается в развитии технократического знания и соответствующих технологий). С другой стороны, история циклична, и в этом смысле некоторые явления общественной жизни имеют тенденцию «возвращаться» (прежде всего те, что традиционно относятся к «внутренней», сакральной стороне человеческого существования — культурные, религиозные и пр.). Этические ценности являются своеобразным «мерилом» поступательной и циклической активности, связанной с изменениями человеческих ценностей. Поэтому, мы будем рассматривать этические проблемы качественно — в 4-х измерениях-«лицах», и количественно — историософски, поскольку второе вытекает из первого. Этика фанатизма Когда мы говорим об этике, морали и т.д., то прежде всего в наше сознание приходит самая простая и «примитивная» модель отношения человека к себе, своему поведению, окружающим людям, пути и способам познания. Во все времена существования человечества можно обнаружить философские системы, ориентирующие своих последователей слепо и непрекословно соблюдать общепринятые каноны. Собственно слово «мораль» (по крайней мере, в русском менталитете) соизмеряется большим или меньшим запретам и ритуалам следования этой морали. Часто «мораль» и «ритуал» рассматриваются почти как синонимы. Причем, ритуал становится порождением «такой» морали, и, с другой стороны, только жесткое ритуалы способны блюсти мораль. «Всякий ритуал лучше, чем хаос», — такова основная...

Семья

Мясо от того, что летает, раздали детям, что плавает, — женщинам, а от того, что бегает, — мужчинам. М. Павич. «Пейзаж, нарисованный чаем». Семья и «брак»   Введение Когда произносишь слово «семья», то невольно хочешь добавить «ячейка общества». И невольно возникают «старые» ассоциации с советской действительностью, которой уже нет, но… семья то осталась. Является ли она «ячейкой» этого общества? И если кто-то скажет, что «этого» нового общества мы еще не построили и что в Российском обществе много старых пережитков, атавизмов, то, все равно, семья существует в любом обществе. Возможно, понятие «ячейка» будет различным в разных обществах. Пусть данная мысль будет отправной точкой настоящей работы. Тогда естественно будет перейти к рассмотрению вариантов… Семьи в различных обществах Прежде всего, можно выделить два типа семьи, или две разновидности. И здесь можно пользоваться разными направляющими. Семья и время Во-первых, можно использовать временной принцип и различать древнюю семью и современную как две противоположные крайности. Этот способ гипотетический, поскольку построен на мифах, преданиях, сказках и прочих исторических моментах. Достоверно мы можем говорить только о том, что существует в современном мире здесь и сейчас. Ведь древнее общество имело не только древнюю семью, но и древнее мировоззрение. Мы же часто пытаемся фантазировать на исторические темы без скидки на другой менталитет. Например, забавно смотреть какой-нибудь кинофильм про викингов или даже про первобытного человека каменного века и видеть типичные проблемы современности во взаимоотношениях мужчин и женщин. Причем, автор этого произведения кричит, что, дескать, ничего не меняется и ничего уже в этих проблемах не поделать, — «им тысячи лет». Мол, можно скинуть с человека современные одежды — скафандры, спецодежды, обмундирование и пр. и одеть его (человека) в звериные шкуры, и...

Мужчина и Женщина в психоантропологии

Мужчина и женщина в психологической антропологии   Содержание Введение. Мужское и женское. Солнце мужчины и женщины. Ритуальная семья. Информационный эрос. Заключение. Список литературы Введение Для того, чтобы осветить данную тему, необходимо сначала определиться в названии. Особенности современного мировоззрения обуславливают тот факт, что понятие «мужчина» употреблено первым, а понятие «женщина» — вторым. Современная цивилизация — патриархальна, это следует учитывать в раскрытии темы, поскольку патриархат влияет на все стороны человеческой общества, в том числе и на способы рассуждения, современную логику, доминанту ценностей, понятия объективного и субъективного и многое другое, что формирует современный образ человека. Психологическая антропология — это наука о взаимосвязи личности и культуры, является определенной моделью рассмотрения дуализма, где, с одной стороны — личность, человек, мужчина или женщина; с другой стороны — культура, общество, коллективное сознание. Наша задача усложняется еще и тем, что обе стороны этого дуализма тоже образуют «свои» внутреннии расслоения на два крайних полюса, в свою очередь эти два полюса могут образовывать дополнительные единицы. Например, мужской и женский миры, не смотря на свою кажущуюся определенность, порождают мир-явление трансвестизма, или гомосексуализма, или гермафродитизма. Примеров можно привести множество, что говорит о том, что бинарная оппозиция — крайность и в человеческом рассмотрении, и в культурологическом (например, вышеприведенные явления могут быть как социально приемлемые, так и крайне ассоциальны). Мы будем идти от простого к сложному — от дуализма каждой из двух сторон к многообразию психоантропологических форм. Для удобства, воспользуемся последовательным рассмотрением нашей темы снова в бинарной оппозиции двух фаз: донатальная фаза (т.е. период до рождения человека), и постнатальная фаза (фактическая жизнь). Такой способ сократит количество степеней свободы в нашей задаче и избавит от простого количественного перечисления бесконечных фактов сексуальной жизни мужчин и...

Общины

Общины Данная работа является своеобразным трактатом, начало которому положено с курсовой работы по социальной психологии на тему «Проблемы социальной депривации групп (общины)» в 1999 году. Затем эта работа дорабатывались и дорабатывается колличественно, прежде всего, в плане иллюстраций, т.е. примеров общин. Качественно же, здесь раскрывалась и раскрывается тема человеческих сообществ с позиции Тенденций Времени (более подробно об этом см.концепцию Тенденции Времени) , где описано действие глобальных сил Времени — универсального Закона, связующего соотношение человеческой жизни (в смысле Бытия Человека) и сознания (в смысле Бытия Знания»). Соответственно, в этом трактате речь идет о соотношении человека — представителя сообщества людей и самой общности — как выражения какой-то идеи ее членов. Другими словами, общность рассматривается с точки зрения диссонанса (конфликта, если хотите) между «А зачем я здесь?» и «Зачем мы все здесь?» Исходя из данных положений, рассматриваются следующие позиции: Община и религия Научная община Реабилитационная община Приложение (примеры — описание конкретных 9-и общин) Введение Настоящая работа будет рассматривать группы людей. В социальной психологии под»группой» подразумевают человеческую общность, где люди объединены какой-либо совместной деятельностью и осознают свою принадлежность к этой группе. Группы различаются малые и большие, отличие которых количественно и качественно. Количественные различия малых групп от больших опять же неоднозначно задаются в разных школах социальной психологии и зависят от качественных критериев. Качественные критерии могут сводиться к восприятию человеком других людей группы и самой группы, к эмоционально-психической сфере, к наличию или отсутствию этических норм и ценностей, а также общности целей и задач деятельности (или деятельностей) группы. Наконец, группы могут отличаться по степени социализированности в обществе. Наша задача — вскрыть механизмы и природу возникновения группы в направлении «социальная-асоциальная группа». Более того, мы не будем стремиться рассматривать...

Последовательный Катарсис

Последовательный Катарсис психоантропологическая модель глубокого дыхания Согласно этой модели, в интенсивном дыхании следует различать вдох и выдох. Вдох — просто форсированный, интенсивный, «процессуальный» (выдох произвольный и расслабленный). При этом тело «заземлено», т.е. неподвижно. Форсирование вдоха отнюдь не означает напряжение при вдохе, — этот вдох напоминает спокойное надувание матраса. У каждого свои функциональные возможности легких, отсюда свой темп и глубина. Извесно, что при слишком быстром дыхании альвеолы легких просто не будут успеварь сильно распрямляться, а значит дыхание не будет являться сильным. Положение тела при этом дыхании максимально неподвижно, иначе теряется основа заземления. Позвоночник как бы «врастает» в землю. С точки зрения культурной антропологии, основа тела состоит из двойственности стихий. «Нижняя» основа тела — это стихия земли, и этой стихии соответствует минерал. Растительная основа тела («вегетативная» в прямом смысле этого слова), — вода, «наслаивается» на его «минеральную» основу. «Животная» стихия огня не относится к телу, но «выше» формирует человеческую телесность, — животное передвигается по земле, а не врастает в землю. Спустя 3-5 занятий (см. объяснение в эксперименте) акцент перемещается на выдох, — теперь выдох сознательный, целенаправленный, направленный на освобождения от «камня за пазухой» (здесь уже вдох свободный и непроизвольно глубокий). Переход с одного дыхания на другой определяет естественный ход катарсиса. С точки зрения религиоведения, это соответствует 3-х дневному этапу перехода души после физической смерти, — в христианстве это этап поминовения души усопшего, в буддизме это приход в дом смерти — Бардо. Каждый из этих двух катарсисов (катарсис — интенсивное очищение, — лат.) имеет общие закономерности и частные, только свои законы. Вкратце их перечислем. 1-ый катарсис — телесно-физический обуславливается: искусство вдоха (более подробно см. Искусство Вдоха); процессуальность — дыхание ради дыхания, но...

Объективность и пути ее достижения

Объективность и телесность измеряемость в психологии интрацептивного восприятия На современном этапе существует видимое многообразие методик глубокого дыхание, но нет выработанных стандартов описания процесса глубокого дыхания. Речь идет, с нашей точки зрения, не столько о неразработанности данной темы, сколько об ее кажущейся субъективности. Это обуславливается, по словам Тхостова «…самой логикой естественно-научного подхода, делающего психологию принципиально избыточной. <…> Логическая последовательность побуждает исследователя максимально ограничиваться рамками объективных закономерностей, а психологию ставит в маргинальное положение, заставляя каждый раз оправдывать свое право на существование» (Тхостов, 2002. — с. 8). Модель, предложенная Тхостовым, позволяет не только «оправдать свое право» на проведение эмпирического исследования, но и предоставляет полезный эмпирический материал в рамках проблемы взаимосвязи телесного и эмоционального. «Проблема» психологии в том, что, исследуя человеческую психику, психолог тем самым исследует самого себя. Здесь субъект познания совпадает с объектом познания. Такой акт познания может считаться научным, если субъект познания будет обладать свойством «прозрачности», т.е. он не будет испытывать давления и изменений со стороны «непрозрачного» объекта познания. Но объектом познания и является сам «прозрачный» субъект. Видимое противоречие психологического познания можно устранить, если объект познания психологии отождествить с механизмом, химической лабораторией, биологическим организмом или с вычислительной машиной, как это и делалось в разные времена, — менялись лишь сами объекты отождествления, в зависимости от достижений естественно-научной мысли. О слабости таких теоретических построений уже нет необходимости говорить, но решение данной проблемы может прийти, если ввести в объект рассмотрения интрацепцию как разновидность перцепции человека. Действительно, ранее телесные ощущения рассматривались психологией или как «прозрачные» — на уровне субъекта, — но тогда психология почти не отличалась от философии; или же как «непрозрачные», — тогда психология занималась изучением психики всего лишь как продуктом деятельности высокоорганизованной материи...

Эксперимент

Эсперимент В этой работе кратко освещаются схема, основные принципы проведения и выводы эксперимента, проводимого в рамках психологии глубокого дыхания на основе тренинга «Дыхание — работа Духа», проводимого в Зеленограде и других городах (см. о таком тренинге).Исследуемые извлекались из различных групп дышащих, количеством участников от 8-ми до 28-ми. В итоге, исследования проводилось на группе 40 испытуемых основного эксперимента и 13+11 двух контрольных экспериментов. Параметры эксперимента Объект — участники психологического тренинга, использующие методики глубокого дыхания. Предмет — отношения эмоционально-динамической и телесно-физической составляющих (или компонент) опыта глубокого дыхания у участников психологического тренинга. Цель — получение единого представления о процессе глубокого дыхания у участников психологического тренинга в контексте телесно-физической и эмоционально-динамической компонент этого опыта. Рассматривается опыт протекания процесса глубокого дыхания у участников психологического тренинга в течение нескольких дней последовательно. Теоретические задачи: изучение и анализ литературы по теме; изучение закономерностей протекания телесно-физического и эмоционально-динамического опыта глубокого дыхания у участников психологического тренинга; изучение влияния инструкций руководителя тренинга по глубокому дыханию на протекание телесно-физического и эмоционально-динамического опыта; изучение влияние времени на опыт у участников психологического тренинга по глубокому дыханию; получение выводов настоящего исследования, а также постановка возможных целей и задач для будущих исследований. Практические задачи: проведение эмпирического исследования закономерностей протекания телесно-физического и эмоционально-динамического опыта у участников психологического тренинга; создание возможной обобщенной модели тренинга по глубокому дыханию с последующей ее эмпирической проверкой. Гипотеза: интрацептивный опыт, получаемый при проведении метода глубокого дыхания в психологических целях можно структурировать и последовательно описать в терминах эмоций и телесных переживаний. Принципы проведения В силу неоднозначности и многоплановости самого понятия «дыхание», стратегия проведения эксперимента по глубокому дыханию создавалась в несколько этапов. Исходная стратегия формирования эксперимента: необходимо пожертвовать архаичными ритуалами и придать методике «современный»...