8 (915) 876-2007 zatropa@rambler.ru

Психоантропологическая модель Трёх Домов

Модель «Три Дома»ценностей

Знание приносит ответственность.
Бывает, что даже при открытой двери темницы, пленник предпочитает заточение.
Согьял Ринпоче.
.

В данной работе рассматриваются ценностные ориентиры с нескольких позиций: существование — житие человека; цели существования — в контексте вопросов бытия и реализации; умения и навыки мастеров — наставников на этом пути.

Три Дома, или три Царства, или три уровня — психоантропологическая модель, которая часто используется в эзотерическом разделе сайта (наряду с концепцией Времени). И не случайно именно ТРИ.

В наших (славянских) традициях различали три системы ценностей человека, — три так называемых «царства», или три «дома» — верхний, нижний и средний. Нетрудно догадаться, что ценности сердца и органов дыхания относятся к среднему дому. Как уже говорилось, это сугубо человеческие ценности, находящиеся «посередине» между головой и животом. Но есть и нижний дом — это «живот».

Анатомически (хотя это и примитивное и урезанное рассмотрение, с точки зрения психоантропологии), это органы тела, лежащие ниже легочной диафрагмы. Но это — и все тело как биологическая структура — мышцы, суставы, кожа и пр. Проблемы сердца влияют на тело — «спускаются» на материальный уровень. Под «человеческим» подразумевают не только душу, но и тело. «Живот», «животное», «жизнь» (в теле), — также спектр проблем человека. Но это все же другой спектр других проблем — его животных основ. Поэтому, и сами эти проблемы могут быть как схожими с проблемами «души», так и заметно отличаться по своим проявлениям.

Для того, чтобы лучше понять есттесственность и достаточность именно такого разбиения ценностей (по вертикали три уровня, хотя бывают и 7, 9, 13 в — чакрах, 4 у Кастанеды и у Грофа, 5 стихий, органов чувств и форм суще. В современном мире существуют три социальных института, ответственных за здоровье человека — по уставу 1946 года здоровье — это отсутствие физического, психического и социального страдания (о духовном речь хотя и не шла, но имелось в виду как социальное). Соответственно, существуют три инстанции, куда может обратиться человек. И соответственно существуюю три уровня проблем, которые может иметь современный человек. Перечислем их.

Просветление и бегство от просветления (куда можно убежать от себя)

Позвольте мне сразу заметить, что, открыв ящик Пандоры, я же его и захлопну.
В этих вопросах слишком много такого, чего я и сам не понимаю и не должен делать вид, будто понимаю.
Т. Кун.

Носсрат Пезешкиан в своей работе «Психосоматика и позитивная психотерапия» рассматривает 4-х мерную схему избегания вопросов личной жизни — бегство в работу, бегство в одиночество или, напротив, в общение, бегство собственно в психосоматику, и бегство в фантазии. Наше же рассмотрение не противоречит этой модели, но несколько отличается от нее. Будем говорить о трех уровнях реализации человека, трех домах человеческих ценностей.

На уровне нижнего дома человек способен испытать удовлетворение и, наоборот, зациклиться на теле, — перевести часть проблем в психосоматику. Здесь же можно и убежать в физический труд, а также в спорт (не в шахматы…). Такие люди много суетятся, бегают, «копаются в огороде», «рубят дрова» (в прямом или переносном смысле). Это своеобразные «трудоголики», для которых смысл жизненной активности только лишь в активности тела: «без труда не выловить и рыбки из пруда». Ели Вы слышите от такого человека: «Под лежащий камень вода не бежит», то знайте, что речь идет о внешней активности, телесной, возможно, в ущерб активности «головой» или активности душевной.

Средний дом, пожалуй, более многогранен для человека, как в плане реализации, так и в плане бегства от каких-либо ценностей. Во-первых, это сама личная жизнь. В западном мире со своими горизонтальными взаимоотношениями личную жизнь принято считать основным поставщиком удовлетворения человека жизнью вообще. Но, в целом, и в личную жизнь также можно убежать от других проблем. Как, скажем, можно убежать от работы, особенно если общество находится в эпоху глобальных изменений, революций, перестроек, и пр. В таком обществе скорее звучит призыв: «На работу!», «На стройки!» и т.п. и удовлетворение личных ценностей членов общества не рассматривается, — обществом игнорируется или даже преследуется «по закону». Человек эпохи глобального общественного строительства обязан трудиться во благо общества, и бегство в личную жизнь может рассматриваться как преступление. Другой пример, — жизнь общины, где также нет приоритета личной жизни общинников, а есть только жизнь одной большой общей семьи — общины.

Поэтому, в западном мире такой жизненный уклад считается архаичным, отсталым, первобытнообщинным. Хотя, и западным мир способен претерпевать глобальные изменения, приводящие к приуменьшению личных ценностей людей. Так, во время войн государство призывает в армию, не взирая на распад семей своих граждан, и это же государство будет укреплять институт семьи после войны. Политика!..

Таким образом, семья — это способ реализации для человека, но для каждого человека — это разная реализация. Кто-то будет счастлив малым, а кому-то нужна «большая», многодетная, людная семья. Кто-то удовлетворяется своим одиночеством, а кто-то убегает в одиночество от семейных проблем. …А кто-то убегает от самого себя в семейную жизнь, боится остаться наедине с самим собой. А можно убежать и от семьи, и от одиночества в общение, — постоянные встречи с людьми, иллюзия занятости, эдакая напыщенная «деловитость». Но где-то внутри себя человек остается нереализованным и глубоко несчастным. Но другой человек с таким же уровнем активности (с точки зрения внешнего случайного наблюдателя) будет воистину счастлив своей жизнью или, более того, эта жизнь будет для него делом, его работой. Есть люди-«клей», — те, кто призван наводить знакомства и «склеивать» других людей друг с другом. Это «сутенеры судьбы» в хорошем смысле этого слова. И это не будет для них бегство в общение, или бегство в такую деятельность. Тут не от чего убегать, разве что, наоборот, бежать к самому себе.

Бегство в общение, бегство в личную жизнь и бегство в тело может в определенной комбинации дать бегство в секс. Секс — это часть реализации человека, которую можно отнести и к нижнему, и к среднему дому, поскольку здесь задействованы и телесные, и душевные компоненты. Но на сексе можно и зациклиться, — тогда это можно рассматривать как бегство от других проблем.

Теперь пойдем «выше». К верхней иерархии душевных ценностей можно отнести уже не сугубо личные (явно эмоционально окрашенные), но еще не тонкие ментальные (например, духовные) вопросы и связанные с ними проблемы. Это общественная деятельность. Здесь снова можно выделить бегство в работу, но, более того. Это может быть не просто бегство в работу, поскольку работа здесь может быть далеко не самоцель. Это также может быть и бегство во власть, бегство в зарабатывание денег, бегство во славу (например, в сфере политики, в шоу-бизнесе и т.д.). Но известность, материальные достаток, власть могут быть и этапами реализации человека и, следовательно, развивать и приносить истинное удовлетворение жизнью на соответствующем жизненном этапе.

Верхний дом слишком тонок и неопределен, чтобы туда можно было убежать. Чаше всего убегают в более низкие ценности, но это может быть тонко закамуфлировано под духовные понятия. Например, можно убежать от семьи в религию. Но, на самом деле, это будет или бегство в одиночество, или бегство в общение, или в религиозную деятельность, или даже самолюбование (бегство во славу). Или же это будет на самом деле истинная духовная потребность человека. Тогда или семья для него уже реализована и свой долг перед ней он выполнил, или же долги он раздаст позже.

Можно выделить бегство в фантазии, уход от реальности в себя как разновидность бегства в одиночество. В этом случае фантазии выступают как суррогат, подмена действительности. Другая, положительная сторона фантазий — творчество, является, без сомнения, развивающим фактором для человека. Фрейд, наряду с фантазиями рассматривал сновидения и неврозы. Но для него это являлось регрессивным фактором как сублимация ранее репрессированных энергий. Для Юнга же сновидения несли не просто пассивную функцию разрядки, но и развивающую функцию раскрытия сознания. Таким образом, бегство в сон или осознание снов — это два противоположных аспекта бытия человека, — уход от себя или же развитие, свое спасение.

Перечисленный «список» ценностей человека далеко не исчерпывающий. Да, и три дома ценностей, хотя и удобны для рассмотрения, все же могут пополняться промежуточными и смежными уровнями. Это удобная антропологическая модель.

Подытожим эти ценности теперь «сверху вниз»: фантазии и сновидения, религия, власть, слава, деньги и общественная деятельность, семья и вообще личная жизнь, одиночество и общение, секс, тело и его проявления (психосоматика, физический труд, спорт).
Таков человек…И когда речи доходит до специалиста «кому лечить», то можно говорить о следующем.

Кто есть «мастер», «целитель» и пр.

Противопоставлять естественную науку и религию является делом людей, которые плохо осведомлены как в одной, так и в другой науке.
Пауль Сабатье, французский химик, лауреат Нобелевской премии 1912 года.

Ясно, что в случае проблем какой-либо или каких-то из трех сфер проясняются не просто сами эти проблемы, но совокупность всех трех домов человеческого «Я», — их баланс, пропорции энергий, реализованность каждой на данный момент. Нет двух одинаковых людей, и нет двух одинаковых пропорций «трех домов» человека. Одна и та же деятельность будет развивать одного человека, приносить ему удовлетворение и, напротив, тяготить другого, зацикливать его на своих проблемах, обращать в бегство от других сфер. Решать, например, проблему психосоматики, продуктивнее будет из целостного, а не только лишь из отсутствия удовлетворения в личной жизни.

Здесь возникает вопрос мастера — специалиста, — кто решает проблему (в данном случае психосоматики). Современные специалисты — это врач, психолог, духовник (священник). Каждый, как правило, компетентен только лишь в своей области. Врач акцентирован на нижний дом, а его естественнонаучное мировоззрение еще более делает акцент на оторванности нижних ценностей от ценностей душевных и верхних — глобальных. Ригидность и жесткость его медицинской практики позволяет ему проникать на уровень душевных психологических проблем лишь на потребительском, бытовом уровне. И от этой биологизаторской установки трудно, чаще невозможно «раскодироваться». Ведь изменение его мировоззрения равносильно смерти и крушению всего наработанного за жизнь знания. Отсюда и непринятие врачами представителей паранауки и психологов, ведь психологи, в силу области применения своих знаний, ближе стоят к паранауке. Но паранаука в данном случае есть всего лишь знание о единстве всех трех домов. На самом деле, академическая психология также биологизирована, как и другие академические науки, и академические психологи-теоретики сухи, консервативны, «заморожены» в своих взглядах на природу человека: «психика — это свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность». Но у психологии просто больше «степеней свободы» и меньше ограничений в использовании своих технологий. Правда, в современном мире психологу «выделен» лишь «средний дом» человека: нижним домом занимаются врачи (в том числе и психиатры), а верхний мир слишком далек от понимания и веры в него, — «пусть этим занимается церковь».

Курьез такой ситуации еще и в том, что современная церковь приняла, «наконец то» светскую медицину с ее материализмом. Священники признают свою некомпетентность перед врачами в деле излечения телесных недугов. И, с другой стороны, врачи сейчас уже охотно предлагают своим пациентам обратиться к священнику (настолько они — врачи и священники далеки друг от друга в своих подходах, что «просто» принимают друг друга как факт), … но не к психологу. Тем не менее, как показывает мировая и историческая практика из жизни известных ученых, все эти известные люди были людьми достаточно гармоничными в плане материалистических и идеалистических взглядов. Интеллект и интуиция, рационализм и абстрактность мышления были им присущи как гарантия их гениальности.

Здесь уместно привести слова академика Бориса Викторовича Раушенбаха, физика-ракетчика: «Многие ученые в определенный момент своей жизни, так или иначе, касаются мифа о божественном происхождении Вселенной. Ньютон, как известно, многие годы занимался теологией, а свои занятия наукой считал не чем иным, как служением Богу. …монистический взгляд — что важно только одно или только другое, — является в известной мере упрощением. …Сахаров считал, что в мире существует нечто вне материи и ее законов, нечто, что отепляет мир. И добавлял: это чувство можно считать религиозным».

Сфера приложения знания психолога находится как раз посередине между медиком и духовником и ее считают «своей» как те, кто обучен лечить патологию, так и те, кто направляет к Богу. Но здоровая психика не познаваема с точки зрения патологии, и здоровая психика современного человека еще не есть Святой Дух. И, хотя современное образование психолога включает огромный объем знания по всей мировой философии, ориентирует во всех школах мировой психологии, в истории развития знания о душе, знание культурологии и религиоведения, а также дает и практическое применения этих навыков на тренингах и консультациях, — все же это пока количественный, пассивный подход.

Для того чтобы говорить о целостном подходе к человеку, а не о различных частях исследуемой личности, тем более и не о разных способах примитивного избегания каких-то проблем, нужен специалист, способный различить проблему от достоинства, беду от достижения, прошлое от будущего, способный увидеть, что «…человек заболевает не только от того, что он пережил, но и от того, что он не смог пережить, если заложенные в нем способности не имели необходимых условий для развития.» (Н. Пезешкиан). Это будет специалист в едином вопросе духа, души и тела.

Материал для размышления: от каких слов этимологически (по звучанию) произошли понятия «врач» и «лечить»?

3-х мерная иллюстрация по практикам: на Востоке, один из эффективных способов приобрести душевное равновесие, — это искусство заземления — мысленное посылание «центра тяжести» к ногам (если охарактеризовать это искусство в упрощенной форме). А на Руси нога недаром звучала как «огонь» наоборот (агн — лингвистический корень огня), если рассматривать огонь в области живота («жжение в животе»). Если «душа в пятки уходит» непроизвольно, то искусство заземления это же почти делает сознательно. Это именно искусство. Именно «нога» связывает стихию огонь с землей, это «огонь вниз». Огонь идет из живота вверх, в чувства и мысли, а внизу образуется мощь (например, моча) и «нога»(подробнее см. «Искусство Вдоха») . Так или иначе, а связующее звено между телом и душой — это сам дух, но это уже философия. А что касается «философии», то это — «пауза» между вдохом и выдохом, это «медитация» — уровень верхнего дома. Это и мысль, которая материальна (все проблемы, как в народе говорят, — «от ума»). Это и «слово», которое по Библии было «вначале» и которым исцеляют.

«Искусство вдоха» и «искусство медитации» исторически разрабатывались на Востоке. Китайская йога-Цигун, культивирующая осознание своего вдоха, — яркий тому пример. Восток более энергетичен и ментален. Запад более эмоционален — истеричен, если хотите. На Западе«Сердце в душе, как король на войне…». (М. Павич. «Хазарский словарь»). Восток славится искусствами управления верхним и нижним домами, в то время как традиционный Запад «кипит» страстями среднего дома. Восток — это вдох и пауза, Запад — это выдох. Пауза — это почти «чистое осознание», не вдох, и не выдох. Пауза — это также понимание своих проблем и одержимое желание от них избавиться. Но пауза — это и принятие себя таким, какой Ты есть, здесь и сейчас (а что такое счастье?..). Это не оправдание своих слабостей. В «оправдании себя» человек неспокоен эмоционально, — а это уже не есть осознание. Но это больше философская тема и почти неисчерпаемая (и даже архаичная). И пауза — это не вариант бегства от себя. В таком бегстве человек или фантазирует, — подменяет тем самым действительность на суррогат, или же впадает в сантименты, — смакует свое прошлое. Пауза — это как звучит на санскрите: САТ ЧИТ АНАНДА — Неизменное Вездесущее Блаженство.

Литература

  1. Андреев А.А. Мир Тропы. Очерки русской этнопсихологии. — СПб.: Тропа Троянова, 1998. — 254 с.
  2. Пезешкиан Н.. «Психосоматика и позитивная психотерапия». М.: «Медицина». 1996.
  3. Раушенбах Б. В. «Пристрастие». М.: Издательство «Аграф». 1997.

И. Лютый, 2001 г.