8 (915) 876-2007 zatropa@rambler.ru

Искусство Вдоха

(анализ народных методов)

Данная глава, с одной стороны, дополняет искусство выдоха (см. предыдущую главу), с другой стороны, значительно отличаться от него и направлена на анализ народной мудрости в смысле: Телесность и народные методы и практики ее достижения.

1-ый этап — понять связь. Как и в случае проблем, связанных с искусством выдоха, необходимо понять и принять идею взаимосвязи между психикой и телом. Поверить в эту взаимосвязь труднее, чем в случае с сердцем и легкими. И многим сделать это мешает не только то, что они этого не привыкли делать и не умеют — их просто этому не научили, привив в детства естественнонаучное мировоззрение. Многим мешает принять такую взаимосвязь глубина и фундаментальность их психологических проблем, — иначе не было бы и данной физиологической проблемы. Многие «первопричины» психосоматических проявлений «нижнего дома» кроются в «оральной» (согласно психоанализу) стадии развития, — периода наиболее раннего для человека, первичных взаимоотношений с матерью и миром, который предлагает мать. Такие связи почти полностью вытесняются сознанием. Иногда понять эти связи мешает и профессия, род деятельности и, связанные с этим, «профессиональные амбиции». Ведь действительно трудно признаться в том, что, возможно, большую часть своей жизни занимался «неполноценной» наукой или деятельностью. Но такая ригидность, опять же, связана с личными особенностями человека.

2-ый этап — начать что-то делать. Допустим, что человек понял и принял психосоматическую связь и стремится к избавлению от физиологических проблем психологическими способами — «экологически чистыми». Или же хочет «атаковать болезни с разных сторон». Это наиболее мудрое решение, особенно в случае серьезных физиологических проблем, хронических форм болезни и наследственной составляющей.

Решение проблем «нижнего дома» может происходить в той же последовательности, в какой это проблема и формировалась — «сверху вниз». Тем более, когда у человека серьезной соматической проблемы и нет, т.е. человек чувствует себя физиологически относительно благополучно и тело его не беспокоит, или уже не беспокоит. А может проблема человека еще не беспокоит, но он чувствует интуитивно об ее приближении. Недаром говорят что «все проблемы «от ума» (даже не от психики!). Для того чтобы «сверху вниз» и решать проблему, т.е. «от ума», достаточно «думать о хорошем», возможно, изменить свой образ жизни и заняться духовными мировоззренческими практиками.

Например, Вам предлагают полюбить свое тело, и оно — тело в ответ на эту любовь будет вашим другом и союзником (взаимоотношения с телом «на равных»). Это выразится в возросшем здоровье и координации между телом и умом, и центром этой координации будет сердце.

Полюбить свое тело гораздо проще, чем полюбить другого человека или тело другого человека. Но и эта задача трудноосуществима, если тело уже больно и причиняет огромное количество беспокойства. Т.е., и здесь «сердцу не прикажешь». Или можно «заставить» свое тело выздороветь (отношение к телу «свыше»). Пожалуй, такой способ приемлем для очень волевых и одержимых таким решением людей. Но это уже особый случай, — такое случается не всегда и не для всех. Например, это может случиться после сильного эмоционального потрясения или, наоборот, истощения, контузии во время военных действий, у женщин возможно после родов и т.п. Словом, это удел харизматических (уникальных, наделенных «божественной волей») личностей, которые стали таковыми поневоле. Или можно «попросить» свое тело «не болеть» (отношение к телу «на равных», но где-то с позиции подчинения — «пресмыкаясь» пред телом). Для того чтобы этот подход сработал, нужно, скорее всего, сначала полюбить свое тело, а об это речь уже шла. Этот подход малореален, если тело уже несет выраженные серьезные проблемы.
Тогда лучше и продуктивнее начинать работать над проблемой «от тела вверх». Здесь тоже нужно изменить отношение к своему телу, но более скрыто, не выражено. В этом случае можно заняться физкультурой и спортом, а также различными современными методиками, которые сейчас появляются в огромном количестве. Вот здесь и появляется различие в подходах между решениями проблем «нижнего дома» и среднего дома». Если душа требует «освобождения», — «вынуть камень из-за пазухи», то тело требует иного — энергии, силы, «огня», мощи.

3-ий этап — это нагнетание энергии тела — телесной «энергетики». В чем-то это действие является противоположным освобождению. (В случае биологических опухолей все сложнее, здесь не следует нагнетать мощь, т.к. ее предостаточно, — опухоль, вероятно, и образовалась от «избытка» энергии. Тогда это связано не только с вопросами «нижнего» и «верхнего домов», но и с самим мировоззрением, — а это «верхний дом», т.е. в этом случае необходимо работать и «сверху вниз»).

Если в случае освобождения мы имеем дело с эмоциями, чувствами и напряжением в груди, то нагнетание энергии может происходить через эффекты вибраций и тепла в теле. Это, можно сказать, «голая энергетика», — механическая и материальная. Та, которая должна подчиняться законам физики. В этом случае энергия может себя проявлять через движение, тепло, свет, излучение и т.д., а уровне тела это тепло-холод и различные вибрации (тепло тоже разновидность вибрации). Приведем конкретные примеры.

I. Мы уже упоминали об идеи заземления. Теперь осталось подытожить этот подход с точки зрения вышесказанного. Используя различный этнический (в основном из восточных культур) материал, выделим характерные черты:

  1. стопы ног плотно, всеми точками (выделяют 9 таких точек) прижимаются к земле;
  2. ноги «врастают» в землю, — мысленно представляются корни как у дерева;
  3. вес тела мысленно посылается вниз, — к земле;
  4. в нижней части живота создается образ жизненного центра, чаще шара (теплого или горячего, красного, тяжелого и пр.), ощущение которого также может быть усилено путем сокращения тазовой и урогенитальной диафрагм.

II. Чаще люди используют различные переработанные под современность этнические методики, ориентированные на тело или телесную активность, которые содержат идеи здорового образа жизни, гармоничного отношения к своему телу, целостного здоровья. Но, по большому счету, эти методики и косвенно содержат идею заземление, направлены, по сути, на заземление, хотя напрямую об этом могут и не говорить:

  1. термические методики, активно практикуемые в наших (славянских) традициях, — обливание холодной водой, купание в проруби, баня, хождения по углям и по снегу (такой контакт стопы с основой также способствует «раскрытию» тазовой диафрагмы); «прыганье через костер» содержит также телесный элемент пирокатарсиса — «очищения огнем»;
  2. методики воздействия «через желудок», — различные голодания, посты, ограничения в приемах пищи, раздельные питания и т.п., которые неизбежно изменяют чувствительность тела уже в первые 3 дня, — появляется огромное количество новых тепловых и вибрационных ощущений;
  3. физические упражнения типа восточных йогических асан и энергетических гимнастик, массажа, самомассажа и пр.;
  4. осознание своего дыхания или концентрация на дыхании сопровождает большинство из вышеперечисленных моментов. На нем мы остановимся подробнее несколько позже.

III. Наконец, необходимо еще отметить современные («западные») техники телесной, илителесно-ориентированной психотерапии.

Еще раз отметим физкультуру и спорт. Можно сказать, что это косвенные, или «слепые» способы телесной психотерапии, поскольку человек, занимаясь физкультурой или спортом, редко задумывается об их психологическом предназначении. Но это имеет место, хотя бы потому, что физкультура подразумевает культуру тела, и идея нагнетания мощи в тело может быть, например, представлена как идея наращивания мышц и силы в мышцах.
Общепризнанные же системы и методики телесноориентированной психотерапии культивируют несколько базисных идей и приемов работы с телом, по которым, собственно, они и различаются как телесно-ориентированная психотерапия.

Можно выделить их основные черты:

  1. Телесно-ориентированная психотерапия относит себя к западному направления работы с телом, базирующимся на наработках нео- и пост-психоанализа. В этом отношениисексуальность считается как своеобразная база энергетики человека, которую необходимо гармонизировать. А «телесность» человека принимается в целостном аспекте взаимоотношения человека со своим телом, а через тело — с окружающим миром.
  2. Восточная идея «заземления» выражена как канал, по которому сексуальная энергия должна перетекать в землю и обеспечивать, тем самым, физический покой и полное телесное расслабление. Другой канал — сексуальный контакт, который обеспечивает «заземление энергии чувств через контакт с другим телом» <3.47> при условии полного доверия между партнерами и их расслабленности. При отсутствии заземления энергии перетекают вверх, «будоражат душу» и рождают психосоматические проблемы.
  3. Идея смерти также принимается как «полное заземление», которое необходимо принять как данность, с которой мы пересекаемся во сне и в техниках заземления и релаксации.
  4. Отсутствие расслабления рождает энергетические «щиты» и «панцири» и влияет на все стороны активной жизни человека, — структуру его характера, его походку и характерные для него позы, мимику, дыхание, голос, взгляд, мышление и пр. Эти панцири могут формироваться на уровне мышц, диафрагм, нервных связей. От них можно избавиться как через расслабление, так и через напряжение и последующее расслабление тех или иных частей тела.

Все вышеперечисленные методики и системы связаны с энергиями тела человека, которые должны быть гармонично перераспределены в человеке. Так или иначе, но везде происходит нагнетание и перераспределение тепла в той или иной области тела, создание определенных ощущений и вибраций. И, подобно тому, что самый прямой способ «освободить душу от тяжести» — это выдох, самый прямой способ нагнетания энергетики в тело — это вдох. Вернемся к дыханию. Нагнетание энергии в теле, как и освобождение от напряжения в груди, есть «работа духа», т.е. дыхание. И, если «освобождение» достигается, как уже говорилось, через выдох, то, очевидно, «нагнетание» как-то связано с выдохом и ему должно предшествовать. Как животное в своем развитии предшествует человеку. Это вдох.

4-ий этап — искусство вдоха. Для того чтобы сделать выдох, нужен вдох. Первое, что человек совершает в своей жизни (и животное тоже) — это вдох. Для хорошей гипервентиляции нужно раздышаться (хотя и необязательно всем, — тем, у кого существуют проблемы «нижнего дома», или же слабая, болезненная конституция тела).

И для того, чтобы «раздышаться», не важно осознание, как не имеет осознания животное. Здесь важно просто наполнить тело «энергией» вдоха. Это прана, сома, которые на Востоке рассматриваются как основной поставщик энергии тела и издавна культивировались. Именно восточные культурные традиции предлагают великолепные популярные методики «энергетического дыхания».

Эти техники направлены не на эмоции (Восток «бессердечен»), но на телесность в целом, непосредственно с участием осознания. Правда, вовлечение осознания делает эти методики статическими, — медитативными. И отсутствие акцента на чувствах делает эти техники трудновыполнимыми для «западного человека. Но они полезны в плане работы с телесными ощущениями. А тело — это, прежде всего, «нижняя жизнь». Здесь свои законы, и свои ценности. Здесь не нужно отдавать. Вдох, это способность «зарядиться» — взять. Здесь нет мужа и жены (и соответствующих проблем), — здесь есть только хищное, берущее тело — животное. Когда Вы кормите другого человека, то Вы можете получать моральное (человеческое) удовлетворение от этого, но уж никак не физическое. Для получения физического удовлетворения Вам необходимо накормить только себя.

И. Лютый, январь, 2001г.