8 (915) 876-2007 zatropa@rambler.ru

Мужчина и женщина в психологической антропологии

 

Содержание

  • Введение.
  • Мужское и женское.
  • Солнце мужчины и женщины.
  • Ритуальная семья.
  • Информационный эрос.
  • Заключение.
  • Список литературы

Введение

Для того, чтобы осветить данную тему, необходимо сначала определиться в названии. Особенности современного мировоззрения обуславливают тот факт, что понятие «мужчина» употреблено первым, а понятие «женщина» — вторым. Современная цивилизация — патриархальна, это следует учитывать в раскрытии темы, поскольку патриархат влияет на все стороны человеческой общества, в том числе и на способы рассуждения, современную логику, доминанту ценностей, понятия объективного и субъективного и многое другое, что формирует современный образ человека. Психологическая антропология — это наука о взаимосвязи личности и культуры, является определенной моделью рассмотрения дуализма, где, с одной стороны — личность, человек, мужчина или женщина; с другой стороны — культура, общество, коллективное сознание. Наша задача усложняется еще и тем, что обе стороны этого дуализма тоже образуют «свои» внутреннии расслоения на два крайних полюса, в свою очередь эти два полюса могут образовывать дополнительные единицы. Например, мужской и женский миры, не смотря на свою кажущуюся определенность, порождают мир-явление трансвестизма, или гомосексуализма, или гермафродитизма. Примеров можно привести множество, что говорит о том, что бинарная оппозиция — крайность и в человеческом рассмотрении, и в культурологическом (например, вышеприведенные явления могут быть как социально приемлемые, так и крайне ассоциальны). Мы будем идти от простого к сложному — от дуализма каждой из двух сторон к многообразию психоантропологических форм.

Для удобства, воспользуемся последовательным рассмотрением нашей темы снова в бинарной оппозиции двух фаз: донатальная фаза (т.е. период до рождения человека), и постнатальная фаза (фактическая жизнь). Такой способ сократит количество степеней свободы в нашей задаче и избавит от простого количественного перечисления бесконечных фактов сексуальной жизни мужчин и женщин в различных локальных цивилизациях, культурах, обществах и отдельных этнических группах.

Мужское и женское

Прежде всего, введем различия мужского и женского от мужчины и женщины. Ясно, что во втором случае — это люди. Остановимся на первом. Для этого нам понадобится общее философское понимание мужского и женского начал. Это соответствует донатальной фазе развития мужского и женского.

Любая наука начинается с первичной аксиомы — существования целого и неподеленного. Это может быть Абсолют, Атман (в индуизме), Высший Дух, Бытие и т.д. В физике — это квантовый вакуум (впрочем, физика пользуется многими идеализациями «абсолютных» сред). В математике — это пространство. В биологии это — идеальная чистая среда. Эти синонимы имеют общее — существование Всего в потенциале, отсутствие количеств и даже качеств. Это никогда не рождается и никогда не умирает, — это было, есть и будет. Это — свидетель всех и Вся в истории чего бы то ни было. Это — существует, равно как этого и нет, поскольку в нем нет проявлений. И это трудно отнести к понятию Бог, поскольку ему некому молиться, — это скорее прабог. Это и не мать, т.к. здесь нет детей, и не отец-творец, — никто и ничто не сотворенено.

Далее произошла дифференциация абсолютного, или, как говорят в квантовой физике, разбиение суперсимметрии. Например, в квантовом вакууме возникаю потенциальные фотоны, пространство разбивается на подпространства, точки, отрезки и пр. Причину этого мы пока оставим для дальнейших философских рассуждений (см.»Психоаналитическое рассмотрение…»), к настоящей теме хотя это и относится, но находится в области непостижимого для нашего рассудочного ума. Итак, Бытие проявилось, т.е. разделилось на себя и первоэлемент. С одной стороны, Абсолют остался самим собой (сколько бы вы не разделяли на части бесконечное, — оно останется бесконечностью); с другой стороны, появилось «нечто» — какая-то первичная материя. Например, в Ведах существует синоним Атмана — Брахман, но он уже подразумевает проявленное. Хотя Атман остался самим собой, но уже в Брахмане. Это легко понять следующим образом: человек рождает ребенка, и остается самим собой, но теперь он себя называет отцом или матерью; при этом человек — инициирующее начало, а ребенок — инициируемое начало. В культурологии инициируемое, живорожденное начало — женское, поскольку относится к телу. Зачатие, вынашивание и вскормление телесности — женские приоритеты. Таким образом, выделение первоэлемента в философии Санкхья рассматривается как действие сил женского начала — Пракрити, а безмолвное «ничего» (т.е. то, что «осталось») — мужские силы Брахмана, или Пуруша (с тех пор в индуизме монахов мужского пола называют брахмачарьи). Здесь женское активно, а мужское пассивно. Здесь — источник сил матриархата, поскольку мужская тенденция почти не выражена, а для нашего рационального ума здесь — основная путаница в терминах. Ведь, с одной стороны, Абсолют — это Брахман, т.е. мужское начало. Так, в буддизме мужчина — небо, а женщина — земля, Инь вышел из Ян; в шиваизме Шакти вышла из Шивы; в христианстве — Ева из ребра Адама (Бытие, 2, 21-23). С другой стороны, абсолютное содержит в себе оба начала (пусть ортодоксы-мужчины не преобольщаются, а женщины не вовлекаются в наивные патриархальные рассуждения-споры), мужские энергии появились одновременно с женскими, подобно тому, как мать (и отец) появилась одновременно с ребенком. Так, в другой христианской версии «И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие, 1, 27). Инициирующее начало — Атман, придает импульс рождения женскому, и в первое время (время условно) вектор мужской тенденции выражен заметно слабее, но растет по мере удаления от исходной точки Абсолюта. Это подобно законам сохранения в физике, упрощенно выражающие: действие рождает противодействие. Давайте инициирующее начало не считать активным, т.к. оно вне пространства и времени, находясь над активностью, оно абсолютно активно и абсолютно безмолвно одновременно. В то время, как «взорвавшееся» женское начало — активно (не абсолютно активно, но в первый момент — почти), а мгновенно «осиротевшее» мужское, — соответственно спокойно (тоже не абсолютно, что значит Пуруша — не Абсолют, хотя и кажется таковым).

Вышеприведенные рассуждения — продукт древней мудрости, а значит их можно практически использовать, если отбросить все частные философские и религиозные моменты и оставить общее. Действительно, как мы уже указывали, мужские и женские тенденции (энергии) — не мужчины и женщины. По смыслу (!), это ближе всего к мужским и женским гормонам, хотя по иерархии утонченности хромосомный пол (или даже гаметный) ближе к Первовибрации. Известно, что промежуточным продуктом синтеза эстрогенов (женских половых гормонов) являются андрогены (мужские половые гормоны), — своеобразная научная иллюстрация выделения женского из мужского. В дальнейшем, эстрогены могут превращаться в андрогены и, тем самым, инициируют модулирующее действие половых гормонов на гипоталамус. В этой иллюстрации суть того, что, традиционно, «пракрити» в восточной медицине именуют конституцию тела, т.е., если восточный врач говорит мужчине: «Ваше пракрити», то, по сути, стоит понимать: «Ваше женское начало». Известно также, что на всех критических этапах развития организма мужское требует дополнительного толчка, иначе развитие организма пойдет по феминному типу (сначала это так называемый H-Y антиген, затем фетальный андроген). Не случайно, в нашем мировоззрении этот принцип получил название «принцип Адама». С точки зрения культурологии, развитие организма и есть женский путь; для развития мужского организма необходима дополнительная мотивация, иначе естественно (!) верх возьмут женские энергии. Для природы Пракрити мужской организм — «шаг назад». Природа больше заботится о физической (и физиологической) целостности женского, — отсюда и больше «ошибок» при формировании мужского тела. В известном 6-и часовом кинофильме «Иисус из Назарета» прозвучала фраза из уст мудреца: «Самое совершенное в мире создание во плоти — женщина. (облегченно вздохнул)…слава Богу, что я — мужчина». Эта фраза приведена не ради «громкого словца» — в ней суть особенности взаимоотношений между полами нашей современной цивилизации и причины отклонений от «наших» норм в других локальных человеческих системах.

Давайте же последуем за логикой развития этой мысли, причем способы выражения мужского и женского в разных обществах мы будем рассматривать, на этот раз, в постнатальной фазе онтогенеза. Историческая хронология развития человеческой цивилизации имеет множество исключений из-за явления цикличности любого развития вообще; любой исторический процесс расположен к «атавизмам», — и на уровне отдельных обществ, и на уровне всего человечества история склонна » оглядываться назад». Остановимся же на двух (снова дуализм) основных циклах истории, пренебрегая основной исторической хронологией. Соответственно, речь пойдет о двух чередующихся фазах истории, двух типов сексуальных норм, двух разновидностей ассоциальности и девиантного поведения, двух типов мужчин и двух типов женщин. Это позволит нам, в конечном итоге, понять все сложности и противоречия современных половых и сексуальных норм.

Солнце мужчины и женщины

Итак, человек родился. Для нашего «западного» человека это означает, что человек вышел из утробы матери. Уже этот факт много значил в архаичном обществе, с которого мы, из принципа двигаться от простого к сложному, начинаем рассмотрение человеческих полов. Для удобства понимания, такое рассмотрение будет идеализацией.

В русском закрепились подобия в созвучиях «женщина», «жизнь», «жжение», которые далее преобразовалось в звучания «евгеника» — наука о жизни, «огонь», имена «Женя», «Евгений» и т.п. В этом, конечно, и особенности русского (и славянского) менталитета. Для того, чтобы не показаться славянофилами, давайте остановимся на явлениях жизни различных этнических групп, которые могут рассматриваться как своеобразная альтернатива славянской лингвистике. Речь идет о той фазе архаичного мировоззрения, которая следует диалектике: жизнь — от женщины, а все, что до и после (вне) — от мужчины. При этом, мужчина и женщина — больше, чем люди, — это сущности. Это то, что мы недаром назвали неопределенным мужским и женским. Данная модель рассматривает мужское и женское в мужчине и мужское и женское в женщине, но в разных пропорциях. (Например, «правшами» называют людей, имеющих и правую, и левую руки, но использующих правую руку чаще в системе сложившихся социальных, жизненно необходимых требований. В другом обществе, возможно, этот же человек считался бы «левшой».) Подобно этому, в разных обществах складывались разные требования к мужчинам и женщинам, но базовые энергии оставались теми же. Речь идет не о синонимах, а о подобии.

С рождением ребенка цель и процесс меняются местами. Животворящая цель достигнута. Далее, возможно, возникают мини-цели вскормления, питания, образования и другие, но это процессуальные цели, т.к. все они — часть единого процесса жития человека. Подобно процессу и цели, активное и пассивное также меняются местами. Именно с момента рождения вектор мужских тенденций «назад» становится активным, а женский вектор, реализовав свою цель, обратился в поддержание и сохранение земной (биологической) жизни. Активное «вперед» становится процессуальным «здесь и сейчас»; пассивное же «назад» приобретает качества цели. Однако для жизни человека, будь то мужчина или женщина, «назад» означает «вне». Действительно, можно ли стремиться вернуться в утробу матери? Разве что переродиться, т.е. вернуться в момент «до зачатия», а затем в утробу другой матери. Так родилась философия реинкарнации в мужском начале. Во все времена великие учителя были мужчины, хранили же знание последователи — мужчины и женщины. Впрочем, само явление «учитель», — мужского происхождения. Возможно, при матриархате этого понятия не существовало бы, или же в него вкладывали бы совсем другой смысл.

Родившийся человек возымел своей целью стремиться к Истине, Первопричине. В ранних солнечных цивилизациях, а также в славянском язычестве, в Японии даже в наши дни смерть явилась тождественной жизни. Недаром, в русском языке существуют созвучия: смерть — с мерой, умирание — у мира. В Японии (вне современного мировоззрения) позиция смерти даже несколько преувеличена, — здесь смерть ценят даже больше, чем жизнь. Свет солнца олицетворял свет чистого сознания — меры, поэтому и мужские тенденции стали солнечными. Говорить же, что мужчина — это солнце, — еще рано. Женское в этих обществах — это свет и тень солнца, свет днем, а тень ночью. Свет и тень равноценны, — это миры проявленные, являющиеся частью Великой колесницы (Махаяны в буддизме), днем и ночью, от одной жизни к другой жизни; мужское же вне самих реинкарнаций. С точки зрения такого, натурального рассмотрения сказать, что мужчина — небо, или Солнце, а женщина — земля, — некорректно и грубо. Также стоит определиться, что есть правое и левое. Культурологически считается, что для этого рубежа половой дифференциации правое — это внешнее, относящееся к проявленному. Левое же — внутреннее, непроявленная сущность. Так, в древнем «солнечном» обществе для мужчины левая сторона (например, рука) относилась к мужскому, а правая — к женскому; для женщины было наоборот, левая — «своя», т.е. женская, а правая — «чужая», т.е. мужская. Заметим, что мы еще не говорим о рациональном и нерациональном, поэтому в таком обществе мужское может «находиться» даже «левее», чем женское. Например, у некоторых традиционных племен Южной Америки считается, что мужчины обладают определенной сущностью в груди — хекура, женщины же — нет, но могут быть исключения. Как и сейчас, мужчины в таком обществе более склонны к поиску нового, освоению других пространств, смены позиций. Женщины же здесь более склонны (склонны (!), но категорично утверждать в данном случае нельзя) к сохранению, поддержанию, стабильности. Другое дело, здесь речь наверняка идет о другой системе общественных ценностей, требующих поддержания, сохранения, а затем нового поиска и развития и т.д. И эти ценности пока не рациональны. Наверное поэтому, у некоторых архаичных народностей до сих пор момент смены позиции активное-пассивное в момент биологического рождения человека социально не определен. Таким образом социальная роль мужчин и женщин в этих обществах приравнена (например, перед Буддой). Интересно, что для них человек рождается за год до рождения биологического. Например, у славян считалось, что Душа будущего ребенка «выбирает» своих родителей за три месяца до зачатия. При этом, родится мальчик, если в семье мужских тенденций меньше, чем женских. И наоборот, если вся жизнь семьи строится на чрезмерном обновлении имеющихся ценностей, то родится девочка.

Считается, что и зачатие мальчика более «агрессивно», с преобладание «самоцели», а зачатие девочки — мягко и процессуально. Получение сексуального удовольствия от самого процесса тоже более способствует рождению девочки, или мальчика, которому в жизни будут не чужды женские качества (которые, в свою очередь легализуются или, наоборот, не приветствуются обществом). Из книг антрополога и мистика Карлоса Кастанеды можно узнать, что сексуальное процессуальное удовольствие также способствует гармонизации потребностей в еде и воде. Интересно, что нервные центры, регулирующие оральные реакции, тесно связаны с центрами, регулирующие генитальные реакции; в восточной философии рот и гениталии соответствуют двум близлежащим чакрам — особым энергетическим центрам человека. Недаром, в наши дни от мужчины часто требуют повышенного аппетита, объясняя это тем, что мужчина больше потребляет физической энергии и имеет более крупное тело. Женщину же учат «искать путь к сердцу мужчины через его желудок». В идеальной семье мужчина и женщина вместе являются единым целым, как две половины (отсюда слово «пол»). Здесь нет мужских обязанностей, и нет женских обязанностей. Здесь также нет искусственной «уравниловки», которую в наши дни слепо называют «равноправием». Здесь каждый выполняет «свои» функции, и «свои» на этот раз относится не к мужским и женским тенденциям, а к конкретным в каждом частном случае людям — мужчине и женщине. В жизни любого человека в разное время всегда существует разное, изменяющееся количество мужского и женского, это зависит от социального окружения с определенными требованиями и притязаниями, от сезона года, от фазы луны, от времени суток и многого-многого другого. Например, установлено, что в гармоничных семьях тестостерона у мужа коррелируется критическими днями у жены. В такой семье отсутствие каких-нибудь энергий в течение длительного времени (соизмеримого со временем внутриутробного развития человека или даже большего, например, один год), мужских или женских, восполняется в детях. Иначе такая семья не сможет существовать как синкретическое целое. С этой точки зрения гермафродиты, люди с евнухоидным типом физиологии и другие типы «среднего» пола в архаичных обществах использовались как Верховные жрецы, монахи и т.д. В семье они не нуждались в силу своей кармы (санскрит) — действия, направленного на реализацию самого себя (действие рождает противодействие). Свою судьбу эти люди могли рассматривать как своеобразный сюрприз, вызов жизни, поскольку бесполость близка бестелесности — святости. Например, существовало мнение, что человек меняет пол от реинкарнации к реинкарнации до тех пор, пока он не сбросит телесные привязанности в одной из жизней, реализовав данный ему в этой жизни пол, причем в каждой последующей жизни с развитием (или деградацией) личности меняются и взаимоотношения. Другими словами, Вы все свои жизни общаетесь почти с одними и теми же людьми, Ваша жена и в прошлой жизни могла быть Вашим мужем, и наоборот…

Ритуальная семья

С появлением «лунного» мировоззрения возникли ритуалы мужских-женских взаимоотношений. «Лунное» мировоззрение означает «не от Солнца», «вне света Первопричины». Уход от «солнечных» истин можно связывать с рационализацией жизни, с появлением внешней ориентации познавательной активности человека. Действительно, если Вы долго отсутствуете вне своего дома, то в конечном итоге Вы просто забываете дорогу назад, начинаете блуждать и принимаете другую обитель. Как и прежде, познавательная активность относится к мужской тенденции. Поэтому, и внешний мир, созданный человеком, мир социальных законов и понятий, патриархален(см. также «Семья»). Все, что принадлежит к мужскому миру, — материальные и культурные ценности, вредные и невинные привычки, манеры поведения и взаимоотношений и прочее, — считается важным и может даже не оговариваться. Женские ценности не авторитетны и объясняются «прихотью» и «баловством», а основной задачей остается хранить и беречь сотворенное активным началом. Именно теперь Свет сознания стал просто солнечным светом, жизнь стала рассматриваться только лишь в своей биологической фазе, смерть стала просто «гниением». Все, что до рождения и после смерти, — антипод жизни, который можно пожелать лишь врагу. Отсюда метафорическое происхождение многих ругательств, оскорблений, включающих колоритные «послания», и если в «солнечном» мировоззрении такие «пожелания», или «жесты» (например, кукиш — фаллический символ) могли означать знак уважения и пожелание жизни, то «лунная» цивилизация это связала со смертью — отсутствием жизни. Человеческой цивилизацией стала активно управлять Луна, нежели Солнце. Например, современный мир пользуется календарем, содержащим, в основном, «лунные» символики. Ведь Солнце далеко, таинственно и могущественно; Луна же близко и определяет женские половые циклы, непосредственно связанные с продолжением биологической жизни человека. По этой причине, мужчину соотнесли с Солнцем, а женщину — с Луной (или с тенью, тьмой и т.д.). Ну, а поскольку привилегия жизни осталась за мужчиной (смерти-меры уже не было), то смерть «отдали» женщине. Не жизнь же отдавать тому, кто всячески мешает строить «цивилизованное» общество?!

С появлением внешней, рациональной жизненной ориентации женское заняло, кроме своей первичной природы сохранять и беречь, также и консервативную, тормозящую позицию возвращения к внутреннему. Теперь левое (например, левая рука) стало принадлежать женскому, а правое — удел мужского. Даже истина стала «правым делом». (В мире мужчин принято здороваться правыми руками.) «Левое» женское асоциально, поэтому в наши дни политика, экономика, социология принимаются как «мужское» дело, а социально активные женщины воспринимаются как мужеподобные. Например, мужчины-авторы серьезных книжных изданий без лишней скромности пишут о себе в конце или начале книги, женщины же этого избегают, или просто пользуются мужскими псевдонимами. Но «мужчина-автор любовного романа» звучит в нашем сознании неестественно. Если раньше жизнь была синкретична Солнцу, «левой» стороне человеческой сущности, мужскому началу и в мужчине и в женщине, то теперь жизнь — это биологическая жизнь, скорее материальный свет солнца, «правая» рациональная сторона построения ценностей этой жизни, но сохранившая за собой право относиться к мужским энергиям. В ярко выраженных » лунных» обществах, или в «лунные» времена общественной жизни понятия мужское/женское «начало», «тенденция», «энергия» просто подменялись на мужчина/женщина. Такое изобилие условностей и категоричностей определило и специфику мужских-женских взаимоотношений — ритуал. Приведем несколько иллюстраций вышесказанного.

Если посмотреть на жизнь современных общин, сект, религиозных объединений, любого сообщества людей, то можно обнаружить две трети и более женщин. Но лидерами в абсолютном большинстве случаев в этих сообществах являются мужчины: мужчина «ведет», а женщины «толкают». По словам К.Кастанеды, это можно объяснить тем, что женщине трудно направлять и выбирать направление; мужчина же склонен «тормозить» из-за «природной» склонности к излишней рационализации, в такие моменты его «по инерции толкают в спину» женщины. Для того, чтобы пригласить к сотрудничеству женщину, ее достаточно увлечь, понравиться ей, т.е. стать какой-либо микро частью ее внутренней жизни. Для мужчины же этого мало, — его нужно убедить; можно быть другом мужчины, но одновременно оппонентом в деле. Поэтому, в нашем обществе мужчинам в большей степени не прощаются идеологические предательства, но на физические, половые распутства глаза больше закрываются. Существует даже так называемый эффект Кулиджа, согласно которому при появлении новой сексуально привлекательной самки потенции самца (прежде всего, речь идет о животном начале) восстанавливаются значительно быстрее, чем с самкой, с которой он уже спаривался. Здесь логика проста (впрочем, аристотелевская логика — тоже мужская): женское — это телесное, а с «получившего больше, и больше спрашивается», значит и общество, и Бог более требовательны к женскому сексуальному образу. Жизнь современного человека доказывает этот вывод тем, что «женские» болезни больше обращают на себя внимание, чем мужские (не всякий современный мужчина знает, что существует андролог, но каждый слышал о гинекологе). Зато женщины по статистике больше живут, ведь биологическая жизнь — это процесс. Китайская йога Дао рассматривает жизненно важный центр человека, находящийся в месте, соответствующем у женщины матке. Поэтому, женщина более «талантлива» в вопросах управления этим центром. К.Кастанеда указывает на то, что женщина спонтанна в вопросах магии, управления сновидениями, мужчина же для этого нуждается в научении, культивировании специальных техник. В жизни же это проявляется в том, что «западные» мужчины в большинстве случаев более астеничны в телосложении (т.е. «худы»), женщины более «массивны». Комический образ тощего мужичка-пьяницы и его жены — здоровенной «бабищи» является здесь своеобразной иллюстрацией. Среди других антропологов существуют даже предположения, что женская конституция телосложения — это «детский» соматотип, а мужская — «взрослый», или даже «форма будущего» (Матес, Виол и др.). Среди мужчин больше долгожителей, как и «духовных» (т.е. относящихся к цели) учителей. И наоборот, в тех школах, где распространялись (и распространяются по сей день) «мужские» истины, далекие от распространенных стандартов общественной жизни, возможно даже, гипертрофированные мужские истины, существовало понятие «братство», — т.е. женщины в эти школы не «приглашались». Например, сугубо «мужские» апокалиптические тенденции (связанные с идеей конца света) преследовались почти во все века и преследуются в наши дни, поскольку являются гротескным стремлением к мере, подменяя смерть-меру на смерть телесную. Так, самоубийство может быть такой же самоцелью, как и долгожительство, и даже стать синонимом бессмертию. В Японии харакири считались выражениями мужества и гарантировали вечную жизнь.

Вся история человечества, подобно смене дня и ночи, шла чередованием крайних мужских тенденций и их «противодействия». Так, «мужскими» веками можно считать Античность, известную своим проявлением гипертрофированной «мужской» любви — «педагогический эрос». Другой яркий пример «мужского» — времена Крестовых походов, где убивали ради Христа тысячи людей (не просто «нажатием кнопки»), а разрушенный женский идеал семьи приводил к массовым женским уходам в монастыри и самоубийствам (это больше предположения, чем факты). С другой стороны, времена «безыдейных» сексуальных взаимоотношений, названных как «сексуальная революция» привели, в большей степени, к мужским суицидам, хотя само понятие «революция» — мужское.

Информационный эрос

Итак, мы подошли к современности, хотя уже упоминали выше о наших днях. Да, и говоря о современных тенденциях половых взаимоотношений, мы будем постоянно возвращаться к прежним эпохам. Ведь, как уже говорилось, история циклична в своем развитии (вспомним известную тантрическую формулу «путь без пути»).

Речь идет о том этапе в развитии человечества, где жизнь ремесел (и в целом науки) стала соизмерима человеческой жизни (60-80 лет) (см. «Тенденции Времени»). По отношению к нашей основной теме сразу отметим исчезновение природно-экологических причин половой дифференциации. Например, раньше охота требовала от мужчин физической выносливости, определенной стабильности (мужчины не рожают детей и не имеют биологических критических дней), мужские запахи менее привлекают зверей. Земледелие, хотя и более феминно, все же требовало мужских усилий. Современный труд больше эмансипирован, что позволяет женщине владеть самостоятельными материальными ресурсами. Более того, интеллектуальный труд сделал мужчин менее физически сильными, а современный быт женщин сделал их более физически выносливыми (здесь уместен образ женщины с авоськой). Мужчины также стали более нервными. Давайте условно выделим три причины этой мужской «нервозности».

  1. Индустриальный бег (и связанный с ним дефицита времени, урбанизация, локальные войны и вооруженные конфликты, общий уровень стресса) привел к тому, что, можно сказать, мужчины «перестарались» с внешним «правосторонним» миром. Однако, Истина берет «свое». Здесь уместно привести одну культурологическую теорию (см. Приложение).
  2. Понятие «реализация» было сориентировано лишь на мужское начало, что, впрочем, уже не реализация. Образно выражаясь, мужское «упустило женскую мораль». И, как следствие этого, явление, названное «сексуальная революция». Выше указывалось, что «революция» — от мужского начала, и что «духовность» как стремление к чему-либо — также от мужского начала. Тогда «духовность» для женского начала (в мужчине и женщине) — поддержание жизненных основ, будь они «внешние» или «внутренние», и тогда понятие «сексуальная революция» доопределяется и перестает быть «болезнью роста» человечества. Понятия мужская и женская «духовность», «реализация» и т.д. имеют яркие иллюстрации в двух противоположных направлениях: путь монашества, аскезы, самоограничения — «мужские» самоцели, построенные на процессуальном «житии»; и процессуальный путь отпускания себя — Тантра, Дзен и пр., содержащий лишь начальную идею-цель — уйти от «целевых» условностей. В наши дни путь отпускания себя более популярен. И это обусловлено тенденциями времени — слиянием «солнечного» и «лунного».
  3. Но сначала «солнечное» пыталось присоединиться к «лунному» путем «проб и ошибок». В этом процессе нередки случае, когда ценности трудноразличимы. Мужское под влиянием информационного «пресыщения» часто «перепутывало» цели и процессы. Проиллюстрируем это.

Существуют фундаментальные процессы, являющиеся, по сути, жизнью человека. Дыхание процессуально до тех пор, пока его не используют для особых форм обучения и оздоровления. Правда, до недавних пор такие формы были забыты в технократическом обществе, поэтому и «процессуальность» дыхания была скорее отсутствием осознания в дыхании, названной физиологами «автономией». И, как другая сторона этой «автономии», в физиологии известны различные психосоматические болезни потери автоматического дыхания, например, синдром «Проклятия Ундины» и пр.; невольно вспоминаешь известную историю о ежике, который «забыл как дышать и умер». Прием пищи и воды тоже относится к процессуальному, т.е. «женскому». В альтернативных медицинах (например, в восточной) считается, что причина нарушения обмена веществ и в целом гомеостаза — в сдвиге цели на процесс во время приема пищи: «не нужно есть так, как будто ешь последний раз». Тем не менее, ритуальные приемы пищи содержат больше мужского начала — цели. Недаром, считается, что повары-мужчины лучше, чем повары-женщины, хотя процессуальным приготовлением пищи в быту чаще занимаются женщины. Человеческая речь для мужского начала — более резка, прерывиста и жестка; женская же — мягче и непрерывнее (с точки зрения нейрофизиологии, женский мозг более функционально симметричный и гибкий). Деньги, как яркий социальный фактор, также по-разному воспринимаются о оцениваются в мужском и женском мире.

Интимные взаимоотношения между мужчиной и женщиной — также процесс. Восточные «искусства любви» — индийская «Кама-сутра», китайское «Дао любви» говорят о том что «здоровье человека определяется любовью, которая не знает конца». Современные же стереотипы сексуальных взаимоотношений таковы, что «конец» понимается как нравственная метафора, но мораль изменяется век от века, поэтому речь идет об отсутствии окончания «любви» в физически-энергетическом смысле. С другой стороны, согласно Дао, интимные взаимоотношения все же могут иметь цель — ребенка или определенные жертвоприношения (например, в ритуалах осеменения земли в мужских монастырях и соответствующие действия монахинь в африканских женских монастырях). Эрос можно условно разделись на ментальный (т.е. относящийся к мировоззрению), душевный (от «сердца»), и физический. Нарушения в социальных представлениях об эросе (девиации) можно также различать на уровне этих трех «домов». «Сверху» девиации могу быть обусловлены «от ума» как результат какого-либо внушения, образа жизни, слабости характера (взаимоотношения между осужденными категоричны в своем выборе «женщин» из числа наиболее «подходящих» для этой цели мужчин). «Снизу» это могут быть определенные гормональные нарушения, обусловленные, в свою очередь, в процессе постнатальной жизни, внутриутробно, или же, в соответствии с древними представлениями, «кармически» (здесь имеются в виду желания-нежелания родителей ребенка определенного пола, отсутствие реализации в «прошлой жизни», негативные влияния каких-либо лиц и прочее, что может привлечь человеческое воображение). Нарушения «сверху» и «снизу» взаимопроникающи, что выражено в многообразии социальных норм «хорошо-плохо», во все времена во всех человеческих обществах, от признания таких людей «святыми» и «блаженными» до их полного презрения.

Можно выделить и своеобразные «сдвиги» процесса на цели. К таким информационным «аномалиям» можно отнести вредные привычки. Курение, употребление алкоголя, наркотических и галюциногенных веществ изначально относилось к сложным ритуалам, требующим особой вовлеченности ученика и учителя, и преследующих особые познавательные цели. Как только цель «забылась», то «слепой» процесс привел к появлению вредных привычек. Другими словами, табак существовал и до конкистадоров, табакокурение же в современном смысле этого слова появилось благодаря Колумбу. Причем, известно, что женские вредные привычки более опасны, чем мужские, — и в плане здоровья, и в плане возможности избавиться от злоупотребления; всякая «привычка» по природе женская, но начинается и заканчивается в мужском начале (т.е. все «вредные привычки» по природе мужские). Мужчины больше злоупотребляют из-за недостатка мужского начала и умеренного женского, такому мужчине легче начать и, значит, легче «остановиться». Мужчина с сильным женским началом больше заботится о своем здоровье, здоровом образе жизни и избегает навязчивых идей и целей.

Заключение

Современные мужчина и женщина продолжают удивлять самих себя многообразием форм своих взаимоотношений. Тенденции времени — слияние солнечного и лунного толкают и к слиянию мужского и женского. Стихийность и непредсказуемость данного процесса рождают и обострение «болезней духа», увеличивают многообразие социальных отклонений, которые в последствии или социализируются (принимаются обществом), или же отмирают как неестественное изначальной мужской-женской природе. Одно из величайших достижений квантовой физики — открытие карпускулярно-волновой теории, великолепно отражает суть описываемого явления. Мужчина-волна и женщина-частица являются взаимодополняющими началами, которые способны описать все явления внешнего и внутреннего миров. Одни закономерности удобнее и корректнее описывать с точки зрения волны, другие — с точки зрения частицы, в зависимости от аспекта рассмотрения. По словам одного современного философа, это «апофеоз мужского-женского дуализма, — «будущеинство» в действии». Пожалуй, все же стоит определиться с девиациями и, одновременно, избежать субъективных поспешных суждений. Для этого, приведем еще один пример.

Один из современных прогрессивных психиатров и антропологов Станислав Гроф высказал интересное предположение, что природа мужского и женского гомосексуализма различна и обусловлена различными родовыми травмами (перинатальными матрицами). Так, данная мужская девиация может определяться 3-й стадией — переживания прохождения плода по родовым путям, связанная с интенсивными механическими, биологическими и химическими перегрузками. Женский гомосексуализм может быть связан с 4-й матрицей — момент «освобождения» плода от предыдущих мук. Таким образом, данное женское сексуальное отклонение от социальных норм, в отличие от подобного мужского отклонения, — явление более «невинное» и «легкое», т.е. женская сексуальность больше допускает данное явление (как и эксгибиционизм, относящийся тоже к этой матрице). Да, и понятие «сексуальность», как уже было сказано, относится к женскому началу. Мужская сексуальность навязчива, т.к. управляется целевым началом, идеями. Древние любовные трактаты недаром отдают приоритет интимных взаимоотношений женщине, но и тут мужское начало в мужчине стремится вести и управлять процессом. Мужской оргазм более импульсивен и конкретен. Будучи практиком, Гроф рекомендует освободиться от «застойных» энергий, с которыми связаны те или иные симптомы, по сути, пройти через эти настроения «заочно» (здесь понятия «симптом», болезнь», «застойные энергии», настроения» — суть одно и то же). Это означает, что любое асоциальное желание можно «пережить внутри», «не за чей-то счет». В этом, возможно, и основное отличие человека от животного — наличие осознания, связывающего процесс с целью. В этом то, о чем говорится: «реинкарнировать» в этой жизни и не «ждать» следующей, оправдывая свои слабости. По словам К.Кастанеды, любая слабость, болезнь — не беда, а, напротив, — сюрприз и подарок от жизни: «В тепличных условиях воины духа не вырастают». И чем сильнее нежелательное влечение, тем больше возможности себя реализовать и «стать самим собой», а не быть воплощением одной из «болезней духа».

Основная литература

  1. Бухановский А. О., Андреев А. С. «Структурно — динамическая иерархия пола человека». Ростов н/Д..:Изд-во ЛРНЦ «Феникс». 1993.
  2. Васильев С. В. «Основы возрастной и конституциональной антропологии». М.:Изд-во РОУ.1996.
  3. Колесов Д. В. «Пол и секс в современном обществе». М.:Изд-во УРАО. 1999.
  4. Кон И. С. «Введение в сексологию». М.:Медицина.1998.

Лютый И., 2000г.