8 (915) 876-2007 zatropa@rambler.ru
Болезни подобны разным платьям, господин мой: человек надевает их, когда нужно, и снимает, когда можно, потому в жизни редко случается оказаться нагим. Как знать, от какой напасти и еще больших бед защищают человека болезни! Подумайте об этом! Между нами и великими таинствами, по сути, находится только наша хворь. Легче заболеть, чем познать истину. Ваша болезнь здесь очень активна.
Милорад Павич («Пейзаж, нарисованный чаем»).

Дыхание и
психосоматическая клиника

Уровень процессов, непосредственно относящихся к дыханию: «сердечность» и «легкость»

Симптоматика и способы ее объяснения

Речь будет идти, по сути, о взаимосвязи между стремлением к любви и свободе, с одной стороны, и их телесными «двойниками», с другой стороны. Наша цель — выявить разные типы личности и личностные особенности, со свойственными им характерами и мироощущением, страдающие «своей» болезнью. Речь пойдет о людях, для которых болезненные позывы органов являются «будильником в их ненарушенном мире» (V. Weizsaecker).

«Сердечность». Если говорить о сердечно-сосудистых заболеваниях, то, для начала, отметим функциональные сердечные симптомы [2, с. 48]. Ими принято называть ряд относительно небольших проблем с сердцем. Это неврозы сердца (фобические и контрфобические) — страх смерти и сопутствующая ему депрессивность, вызывающие учащенные сердцебиение и пульс, сдавливание в груди, глубокое дыхание и т.п. Это также так называемый гиперкинетический сердечный синдром, для которого, кроме вышеперечисленных симптомов, еще характерна заторможенность, усталость и в сфере двигательной, и в сфере аффективной. Здесь также может быть страх, но это уже не страх смерти. Это, в большей степени, какие-либо бытовые страхи. Различного рода тахикардии, вызывающие приступообразную эмоциональную заторможенность, одышку, гипертонию тоже относятся к функциональным сердечным симптомам. Для подобных проблем характерна «нехватка жизни», а отсюда и страхи, нерешительность. Жизнь как бы пытается проявить себя на уровне телесных проблем. Страх перед неудачей, или даже страх перед смертью «замораживает», но вдруг жизнь порывается в виде активности сердца. На самом деле, вероятность умереть этих людей от приступа, как было установлено, даже ниже, чем средняя — в случайной выборке людей. Они осторожные, в личной жизни почти беспроблемные, поэтому редко обращаются за помощью к медицине. Хотя часто тянутся к представителям неофициальной медицины и паранауки. Возможно, их «нехватка жизни» обусловлена повышенной «сердечной» чувствительностью, в смысле стремления к «тонкой» любви и преданности. Недаром они и притягиваются к абсолютным ценностям и мистике.

Больше проблем у тех, у кого коронарные болезни [2, с. 53]. Причем, трудно говорить — каких проблем — физиологических или внутренних, в силу личных особенностей этих людей. В их жизни отмечают гиподинамию (они мало двигаются), частое употребление никотина и алкоголя, как вариант бегства (в себя!) и защиты (психологической!). Они также могут страдать избыточным весом, сахарным диабетом, гипертонией. Структура их личности, как правило, значительно отличается от вышеупомянутой невротической. Они душевно уравновешены, уверенны в своих поступках и поведении. Они также честолюбивы, постоянно в духе соревнования, даже со своими близкими. Отсюда, нередко агрессивны, враждебны. Их стремление к соперничеству помогает им быть гиперадаптированными в обществе. И это можно рассматривать как компенсацию их внутренних проблем. Часто это начальники производств, крупные чиновники, «босы». С этой точки зрения следует отметить их склонность к ригидности и навязчивости своих побуждений из-за страха потерять достигнутое. Они даже способны препятствовать деловому и личностному росту своих близких в страхе потерять над ними контроль, их доступность. Такой человек находится в постоянном напряжения, деловой спешке, нетерпении. Отмечается постоянное напряжение их лицевой мускулатуры, беспокойство по поводу потери своего статуса в социуме (бояться «потерять свое лицо»). Но их «Я» конкретно, — это идентификация и полная вовлеченность в свою профессию — «мания работы». Их «Я» не в семье, — им трудно переносить межличностную близость и они успешно защищаются фасадом компетентности в своей деловой активности, даже если они не всегда компетентны. Пусковая ситуация инфаркта у этих людей — переживание потери объекта, стресс, с точки зрения психоанализа — нарциссическая обида (удар по честолюбию). В этом случае у них появляется лабильность, неустойчивость самовосприятия, разрушающая всё их стабильное «псевдосамовосприятие». Но, из-за своего повышенного мнения о себе они могут и отрицать свои проблемы и личные конфликты. Они скорее скажут о своем социальном благополучии, не будут говорить о психическом аспекте вообще и признают только свои физиологические проблемы. Поэтому, такой человек и обратится за помощью к физиологу, нежели к психотерапевту, и уж отнюдь не к парапсихологу. Можно сказать, что сердце для них — лишь биологический орган, обладающий богатой и сложной иннервацией. Какая уж там «любовь»!.. Со своей стороны, как бы в отместку, сердце предлагает им недостающее звено их личности — свою болезнь.

Подобная проблема — гипертония [2, с. 56]. Но личность-«гипертоник» находится как бы рядом, но на другом полюсе от «сердечника». По сути, это те, кем управляют, о ком «заботятся» «сердечники». Но, если «сердечники» озабочены своим внешним «Я», то «гипертоники» — внутренним, что и приближает их к невротикам. Поэтому, и их проблема не четко локализована в теле, а распространяется на все тело, но также относится к сердцу. Они испытывают внутреннее напряжение между своими агрессивными импульсами, с одной стороны, и чувством зависимости, с другой. Они хотят выразить враждебность за подавление независимости их «Я», но вынуждены быть пассивными из-за признания своей материальной или бытовой зависимости (или другой, какой-либо иллюзорной, искусственной зависимости). Они испытывают, что связаны с кем-то фатальным «кровным родством», и это повышает их кровяное давление. Их поведение также социально адаптировано и ориентированно на успех (особенно когда они живут с «сердечниками»), но оно уступчиво и пассивно в силу желания избежать конфликта. Таким людям приходится сдерживать и положительные, и отрицательные аффекты, но не из-за социального статуса, а уже из-за требований кого-то другого. Так, и в семьях у них нередко преобладает недоговоренность, «уход в себя» — негативно-невербальная коммуникация. Они могут также отрицать или не принимать во внимание стресс, особенно производственный (социальный) стресс, хотя им и легче (в силу более выраженной психической подвижности) признать личные стрессы. Их конфликт агрессивности и зависимости, по сути, преследует их во всех жизненных ситуациях, даже в магазине перед продавцом. Этот конфликт легко переносится и на психотерапевта в виде проекции. Можно сказать, что у них повышенное давление и в прямом, и в переносном смысле этого понятия.

В реальной жизни человек часто является и «сердечником», и «гипертоником». И его психическая жизнь может двоиться, — на работе человек один, а в семье он другой, на работе — начальник, а в семье — ведомый. Действительно, трудно всегда управлять, как трудно всегда и подчиняться. Тот, кто стремится к власти над кем-то, как правило, склонен и «пригибаться» перед другими. Это неизбежно рождает страх потери самоидентичности, коренящийся в груди.

«Легкость». Для больных бронхиальной астмой [2, с. 38] указывается, прежде всего, на конфликт «владеть-отдать», который отражается в естественном физиологическом процессе вдыхать-выдыхать. Ведь идея Свободы и Независимости всегда «упирается» в то, что иметь и как иметь, и вообще, — иметь или не иметь. Это изначально двойственный процесс, который может нарушиться (или, лучше сказать, запутаться) на уровне психики. Такие люди не могут «отдать», но хотят при этом получить (прежде всего — воздух). Но им и «не хватает воздуха». Они хотят быть понятыми, хотят нежности и любви, но не могут, не умеют или боятся дать что-либо взамен. Но ведь, для того, чтобы получить нежность и любовь, нужно раскрыться самому. Но страх, или нежелание препятствуют этому: «При астматической одышке одновременно с воздухом задерживаются и эмоции» (Braeutigam). Возможно, что страх скрыт и от них самих. Отмечается, что такие особенности характера больше свойственны людям с истеричными и ипохондрическими чертами, которые чего-то хотят, но боятся и, сдерживая себя до поры до времени, тем не менее, естественно срываются. Причем, перед этим срывом подсознательное нежелание «отдать» проявляется больше всего. Не случайно, приступ бронхиальной астмы может заканчиваться рыданием: «Возьмите, только отстаньте от меня». Сам приступ сравнивается с подавляемым плачем, как протест против утраты свободы и независимости. Это «сцена плача легких» (V. Weizsaecker). Независимость, свобода — понятия внутренние, но астматик этого не знает («физиологически» не знает). Так, тяжелые астматики имеют тенденцию идентифицировать в общении себя с другими людьми, «быть сплавленными» (Marty) с ними. Они стремятся таким образом к совместной свободе, дабы компенсировать внутренний конфликт.

Следует упомянуть также и проблемы, смежные астматическим. Нежелание «отдать» любовь может прекрасно компенсироваться желание отдать что-либо другое. Это может быть гнев, ярость, оскорбление, собственно, претензия на самого себя, спроецированная на другого. И когда это трудно осознать, облечь в слова, то рождается хронический кашель [2, с. 41] (или чихания). Это подобно рыданию после астматического приступа, но имеет несколько другую эмоциональную накачку. Здесь меньше сдерживания, это больше разгрузка (не только от бронхиального секрета), — это «протестный кашель» (Jores).

Протест может рассматриваться и как нежелание «взять»: «Мне и от вас ничего не надо!». Тогда речь идет о препятствии вдоху, нарушении дыхания на вдохе. В таких случаях появляется проблема, названная «закатывание», чаще у детей, как ответ на смену потворствования и строгости родителей. Дети более сенситивны, чем взрослые, и легко различают истинную любовь — безусловную от ложной — обусловленной, но не осознают этого. Незнание этого рождает неуверенность в себе и данную проблему. Кашель и закатывание, с одной стороны, и бронхиальная астма, с другой стороны, являются разными сторонами одной медали, одной проблемы: «дать-взять» и, поэтому, часто сосуществуют друг с другом.

Подобно неврозам сердца, существует также невротический дыхательный синдром. Он может представлять собой разные проявления, достаточно популярные в жизни многих людей. После бесплодных усилий и при разочаровании у человека может появиться дыхание вдохами — дыхание через углубленные вдохи и удлиненные шумные выдохи, подобные стону: «беспокойно-невротическая дисфорическая разбитость» (Christian): «Как мене все Это надоело!..». Если что-либо не позволяет проявить сильные эмоции, препятствует при этом активному поведению, то, в дополнение к сердечным невротическим реакциям, может появиться так называемый «дыхательный корсет» — невозможность продохнуть в полной мере, особенно у людей излишне педантичных, склонных к навязчивым размышлениям (с обсессивно-невротическими структурами характера). Им «не хватает кислорода».

Наконец, наиболее яркий невротический дыхательный синдром — гипервентиляция(спонтанное интенсивное дыхание). «Гипервентиляцией» нередко называют и произвольные формы психологического воздействия, что действительно правомерно. Но нужно понимать, что процессы глубокого дыхания в условиях клиники существенно отличаются от «здоровой» психологии, о чем идет речь в других главах. В данном случае можно лишь сказать о неоднозначности суждения о гипервентиляции у специалистов в психосоматической клинике. К врачам различных специализаций обращается немало людей с гипервентиляционным синдромом (ГВС). Отмечается, что непроизвольная гипервентиляция может идти не только в рамках ГВС, но также и как компенсация других факторов (например, метеорологических, пульмональных и др.), а также и как сопровождение, например, лекарств, стимулирующих дыхание. Среди причин, влияющих на появление ГВС, при неоднозначности суждений различных групп специалистов (по поводу первичности психогенных или же гипокапнических факторов в этиопатогенезе ГВС), тем не менее, все указывают, что психогенез всегда является в большей или меньшей степени выраженным на различных стадиях течения ГВС. Тхостов приводит пример объяснения гипервентиляции с точки зрения концепции «сенсорной сверхдетерминации»: «Гипервентиляция… рассматривается как универсальный психофизиологический механизм порождения интрацептивной стимуляции в ситуации тревоги и нарушения адекватной оценки ее интенсивности» (6, с. 22). К психоэмоциональным расстройствам при ГВС относят тревогу, беспокойство бессонницу, страх. Характерно, что телесные проявления, такие как тетания (судороги) встречаются у больных ГВС лишь при остром течении; в основном наблюдаются мышечная боль, тремор, мышечная слабость и пр. В клинике психосоматики специалисты чаще отстаивают приоритет психогенного фактора в качестве триггерной (пусковой) причины так называемого «порочного круга» (Lewis, 1957) ГВС. Структура этого «порочного круга»: страх — гипервентиляция — развивающаяся симптоматика — еще большая гипервентиляция. Не смотря на то, что физиологи с опасением относятся к «порочному кругу» гипервентиляции (см. рис. 1), тем не менее, этот «порочный круг» естественно сам собой разрывается через эмоциональное отреагирование в успокоение и частичное освобождение от данной проблемы

Рис.1. «Порочный круг» (The vicious cicle) ГВС по Абросимову (1).

Это происходит хотя бы за счет снижения уровня углекислоты крови в процессе гипервентиляции и последующей противорегуляции этого процесса. ГВС может протекать как в виде приступов, так и в виде хронической, затяжной формы, переходящей в невроз. Он может протекать как в виде приступов, так и в виде хронической, затяжной формы, переходящей в невроз. Такой гипервентиляции, очевидно, должно предшествовать сильное возбуждение, чаще негативное, например, испуг, вспышка страха или тревоги. Клиницисты отмечают, что чаще это страх потери своей зависимости от доминирующего партнера. И если в случае «гипертоника» наблюдается, скорее всего, процессуальная сторона этого конфликта, то здесь речь идет о вспышках страха, в ответ на провокационную ситуацию. Причем, эти провокации идут от самого зависимого человека, в ответ за подавление своей самостоятельности. Это выход накопившейся энергии, но не через повышенное давление, а через «маленькую революцию». Такая «маленькая революция» схожа с рыданием после астматического приступа «Возьмите, только отстаньте!..» и хроническим кашлем «Да пошли вы Все!..». И, если истерик сделает это более непосредственно — эмоционально, то здесь это делается с помощью дыхания. Как отмечается, это чаще маниакально-депрессивные люди с ипохондрическими и фобическими чертами. Среди них, у женщин эта проблема встречается в 3 раза чаще, особенно в патриархальных семьях, где культивируется истеричность женщины. С возрастом, по мере решения своих проблем «зависимости-гнева», эта проблема слабеет (можно сказать, «продыхивается»).

Также можно встретить и интересную культурологическую модель объяснения гипервентиляции. С этой точки зрения, Lum (см.: 5) видит причину ГВС в особенности грудного дыхания мужчин и женщин Запада, обусловленное ценностными стереотипами. Для мужчин это является символом мужественности, формирования образа воина, спортсмена (и позы «обезьяны»), а для женщин это привлекает внимание к груди и служит определенным эталоном сексуальности, эмоционального возбуждения, не соответствующего спокойному брюшному дыханию. В этом контексте следует также учитывать функцию образования механизмов речепроизводства за счет дыхания, где дыхание «…оказывается «выведенным наружу» и одновременно функционирует по иным, чем организменным законам, по законам смысла и значения, по законам текста, по законам, в конечном итоге, культурной детерминанты» (там же, с 153).

Наконец, интересным для нас в этой литературе могут являться результаты моделирования ГВС у здоровых людей (1). Считается, что у большинства людей симптомы гипервентиляции появляются в первые три минуты произвольной гипервентиляции как незначительные, так и значимые — соматические и панические атаки. Больные, в отличие от здоровых людей достаточно долго не могут восстановить дыхание при тесте произвольной трех-пяти минутной гипервентиляции, и в случае «мыслительного теста», когда им предлагают с закрытыми глазами мысленно представить травмирующую ситуацию, начинают специфически для ГВС дышать. Также, если больных с неясной эпизодической одышкой после пяти минут покоя лежа поднять в вертикальное положение, то у них манифестируется ГВС. Таким образом, учитывая вышесказанное, можно предположить, что природа гипервентиляции (произвольной, в нашем случае) будет понята в большей степени в среде относительно физически и психически здоровых людей. Можно также увидеть бесспорную роль психоанализа в существовании возможных гипотетических решений данной проблемы.

Говоря о дыхании, нельзя не упомянуть туберкулез легких. Клиники говорят о бросающемся в глаза несоответствии между инфекцией и манифестным заболеванием. Ведь инфекция переносится воздушно-капельным путем или с пылью, но заболевает таким образом этой болезнью лишь незначительная часть людей. А болезнь серьёзная, с точки зрения физиологии. И не случайно. Иммунитет, защищающий от этой болезни, падает при глубоком, длительной, потрясающем все стороны жизни страдании. Это может быть длительный, тернистый поиск работы или партнера, пребывание в исправительно-трудовой колонии и т.п. Этой болезни больше подвержены люди, испытывающие «необычную потребность в любви» (Kissen) и ранимые ко всякому её отнятию. Здесь заболевание можно рассматривать как эквивалент решения проблемы «свободы» в целом, которой недостаёт в груди. И когда в груди не хватает «воздуха» («не хватает кислорода») — стихии свободы, то верх берет «вода». И действительно, болезнь часто и проходит с принятием настоящего, серьезного решения, при освобождении из «заточения» (морального или физического). Да, и в процессе выздоровления отмечается польза от привязанности к врачу, регулярного посещения санатория и реабилитационных групп и пр. В этом случае можно говорить о росте внутренней свободы человека, где имеет место положительная привязанность к «близким по духу» людям.

Пути исцеления

В психосоматической практике врача или клинического психолога основной метод психотерапии — опрос во всевозможных модификациях методик. Это начало и конец любого подхода, — с опроса начинаются и заканчиваются и экспериментальные методы, и бихевиоризм, и психоанализ, и гештальт, и когнитивная и гуманистическая психотерапии. В одних случаях предварительным опросом и ограничивается молчаливая позиция психотерапевта, как в случае с психоанализом; в других случаях опрос перерастает в активную позицию специалиста, например, при разговорной терапии. В любом случае, участие человеческой речи в процессе лечения или психокоррекции трудно переоценить, ведь, скорее всего, речь принимала не менее активное участие и в становлении данной проблемы. Речь, таким образом, можно представить как универсальный инструмент психических и психосоматических взаимосвязей, работающий «в оба направления», — и в сторону проблемы, и в сторону избавления от проблемы.

В немецком учебнике по психосоматике указывается, что «…для больного уже простое сообщение о своих проблемах и конфликтных ситуациях и своей жизни приносит существенное облегчение и тем самым важную терапевтическую роль». Ниже указывается и на эмоциональное участие врача, причем эмоции являются результатом словесной проработки проблемы, даже как часть беседы, приводящая к облегчению, как и сама беседа. Но эта часть не просто направлена на понимание и осознание своей проблемы, как в случае психоанализа («Нужно быть достаточно здоровым невротиком, чтобы получить пользу от классического психоанализа», R.Greenson). Эмоции существенно дополняют разговор: «Многие молодые врачи недооценивают катартический эффект такого речевого самовыражения». Также указывается на актуализацию конфликта и способность представить его сценически; такая «сценическая реинсценировка» при правильной работе специалиста (не в травмирующей форме) может принести существенную помощь. Здесь врач уже больше выступает как психолог, без «апостольской функции врача» (по Баллинту). Отмечается положительная роль эмоционального опыта на группах, где есть возможность переноса и выработке у больного собственной положительной идентичности с соответствующими формами защиты.

Такое раскрытие конфликта увеличивает «ответственность» за исцеление и самостоятельность, что противостоит злоупотреблению лекарств, как, например, при бессоннице.

Но, в ряде случаев указывается на необходимость «параллельных» путей исцеления, например метод беседы и одновременно соматически центрированная терапия. «Медикаментозное успокоение и разгрузка дают импульс к активации собственных регулирующих душевных и физических сил», особенно в случае больных с нерешительностью, неверием в собственные силы, неуверенностью в себя, но с верой в возможности современной медицины. [2, с.97].

В других случаях, когда также имеет место недоверие и скепсис (например, в случае коронарной болезни, гипертонии), также уместно расслабление в качестве поддержки медикаментозной терапии. Считается, что в клинике начало этому положил Иоганнес Шульц (J.Schultz), который в 1932 году ввел популярное сейчас уже понятие аутогенный тренинг. Это телесные упражнения, построенные на переживании чувства тяжести, теплоты, покоя. Характерно, что через 2-3 месяца регулярных тренировок человек способен достигать и более глобальные чувства общего душевного и духовного покоя, умиротворения.

В клинике Гейдельбергского университета Fuchs (1989) предложил функциональную разрядку: снятие напряжения и отчуждения через способность «почувствовать» определенные части тела и привести их во внутреннюю связь с другими частями тела. Поставленная цель таких упражнений звучит как «обретение себя через свое тело». Другая наработка Гейдельберга — концентрированная двигательная терапия, — это не только восприятие своего тела, но и движения, причем это делается в виде группового тренинга, где отрабатываются способности телесного общения, вести и быть ведомым, телесные контакты и пр. Такие занятия заканчиваются обсуждением. Они предлагаются больным с функциональными психосоматическими и соматическими синдромами, но могут предлагаться и в других случаях и с другими методиками.

В случае психовегетативных симптомов, где есть страх, указывается, что методы психотерапии более доступны, чем в случае «ипохондрически переработанных жалоб». Здесь же также отмечается «возраст» болезни, — не более 1 года, иначе появляется характерная «вторичная выгода от болезни»; также «потребность выговориться» положительно влияет на уменьшение симптоматики.

Страх хорошо поддается, например, арттерапии. Так, Jacobi (1965) эффективно использовал метод «толкования картин» на подобии толкования сновидений. Это формируется в аспекте становления отношений с другими людьми за счет высвобождения творческих импульсов и фантазии]; а также в музыкотерапии, терапии занятостью, танце, дыхании, массаже, принятии терапевтических ванн и пр. при функциональных нарушениях (Luban-Plozza, et al., 1988).

«Методом выбора» называют в клинике раскрывающую психотерапию в клинике сердечных функциональных симптомов», направленную на преодоление конфликтных ситуаций и ускорение созревания личности больного.

Luban-Plozza также отмечает роль дыхательных упражнений при лечении головных болей, а также гимнастики в виде «психосоматического тренинга». Это своеобразное чередование расслабления и концентраций на телесных движениях, чтобы почувствовать свой «соматический статус», «схему тела».

Дыхательная терапия в сочетании с аутогенной тренировкой успешно применяется для расслабления диафрагмы при лечении бронхиальной астмы. Специалисты указывают на технику вдоха в интервалах между приступами (дыхание методом зевка при закрытом рте), но, прежде всего, указывается на технику выдоха при сосредоточении на сильном дыхании при торможении этого выдоха губами. При этом обращается внимание на сосредоточение на теле и положении тела, снятии телесного напряжения и изменение за счет этого психической установки.

Другие авторы указывают, что при лечении бронхиальной астмы — больных не следует перенапрягать в их чувствах, — может иметь место декомпенсация. В случае с умеренной дыхательной терапии у больного в меньшей степени (чем при интенсивной форме дыхания) открываются возможности проекций по отношению к терапевту. Здесь принцип Иметь и Отдать «непрерывен» и происходит «переучивание связи как с собой, так и с другими. Без чрезмерно быстрой гармонизации образуется простор для разыгрывания разрешения, отпускания, открытия» (Fuchs, 1965). [3, стр.40].

При лечении гипервентиляции: предлагается прерывание приступа за счет обратного вдыхания выдыхаемого воздуха, что приводит к противорегуляции. Благодаря гипервентиляции снижается уровень углекислоты и происходит ощелачивание крови, вызывающее противорегуляцию. Обратный вдох дает чувство совладания с собой относительно симптоматики, во власти которой больной длительное время находился. Далее уместен анализ (психоаналитическая терапия); телесно ориентированная терапия прорабатывает бессознательные телесные импульсы, это же касается и расслабления, а также двигательная терапия с элементами музыкальной терапии. Другие авторы здесь предлагают купировать острый приступ гипервентиляции путем насыщения углекислым газом в пластиковый пакет или через носовой платок. Также помогает перевод глубокого дыхания в более легкое поверхностное брюшное плюс аутогенная тренировка.

Говоря о туберкулезе легких, сошлемся на Deter (1986), где предлагается ориентированная на болезнь групповая терапия и выделяются такие этапы терапии: информация о патофизиологии, обучение адекватных заболеванию типов поведения, освоение техник расслабления и дыхания, открытые разговоры в рамках группы и стимулирование взаимодействия в группе с возможной динамикой и эмоциональным обменом. Хорошая динамика отмечается для больных среднего возраста; а крайне ограниченная функциональная ограниченность легких у людей старшего возраста может давать и ограничение в подобной психотерапии.

Следует также упомянуть на использование в условиях клиники туберкулеза кофликт-центрированную психотерапию. То же и в случае функциональных сердечных симптомов, хотя клиницисты отмечают необходимость сначала вывести клиента на эмпатический разговор, понимание, иначе симптоматика болезни может усилиться: сначала обеспечивается должное понимание безопасности относительно страха смерти, способность видеть свои конфликты, прорабатывать их, и уж затем предлагается двигательная терапия и конфликт-центрированная терапия. Здесь также отмечается склонность этих больных обращаться к представителям паранауки. [3, стр. 51-52].

Перечисленные методики в целом дают общее представление на психотерапевтические подходы к заболеваниям органов нас интересующего уровня. Далее, давайте абстрагируемся, во-первых, от условий клиники (это не входит в наши задачи); во-вторых, от острых, хронических, тяжелых форм перечисленных конкретных заболеваний (это удел тех, кто призван их лечить современными методами); в-третьих, от многообразия названий и терминов перечисленных психотерапевтических методик, дабы выделить общее, соответствующее нашей основной цели. В ряде методик можно встретить некоторые противоречия и взаимоисключения, например, при подходах к психотерапии бронхиальной астмы. Это можно объяснить исходя из общих противоречий между биологизаторской установкой на лечение и психотерапией, особенно при серьезных заболеваниях, где необходимость медикаментозного вторжения кажется очевидной. С другой стороны, сами больные могут не признавать психического фактора своей болезни, а значит будут тяготеть к ограничениям психической работы (например, сердечники и гипертоники, а также те больные, уровень заболеваний которых мы еще не рассматривали). Так, возникающие «артефакты» вносят значительную сумятицу в общую психотерапевтическую модель и мешают мыслить научно обоснованно.

Уровень процессов, не связанных напрямую с дыханием: «телесность» как таковая

Симптоматика и способы ее объяснения

Можно назвать данный раздел «частная психосоматика живота«. Мы не будем столь подробно останавливаться на частной «психосоматике живота», как в случае частной «психосоматики души». Причина этого исходит из того, что, в отличие от вышеперечисленных психосоматических заболеваний, данные проблемы выражены более физиологически и менее психологически. Они, как правило, реже сопровождают какие-либо эмоции, и полностью вытесняют и подавляют их. Ведь это древние, архаичные, давно забытые чувства для взрослого человека. Когда у человека появляется боль в сердце, связанная с частыми переживаниями, то в будущем эта боль может перекинуться и на желудок, но уже не будет сопровождаться яркими эмоциями, как раньше. «Душевные скитания» легко переходят в спокойное, заторможенное чувство брошенности, потери «материнской груди». Так, «душевный голод» может навредить не только сердцу, но и желудку. По мере своего развития, проблема может спуститься и еще ниже. И по мере этого опускания проблема все меньше и меньше походит на психосоматическую. Стратегия сопровождения все больше уступает место стратегии вытеснения эмоций. И не всякий человек признает такую взаимосвязь.

Если, например, человек с коронарной болезнью склонен отрицать свои психические проблемы, то это не значит, что он их действительно отрицает и не видит. Возможно, его нарциссические черты личности не позволяют ему признаться в этих проблемах другим людям (чтобы «не ударить в грязь лицом»). Гораздо труднее «увидеть» взаимосвязь между психикой и болезнью человеку, например, с гастритом. Для него это почти мистика. Он больше оценивает качество еды, чем «качество» эмоций.

То, что по-русски звучит как «воспитание», можно понять как «поддерживание питания», — речь идет не только об обычное пище, но, вероятно, и о духовной, психологической, целостной.

С другой стороны, как правило, здесь срабатывает еще одно правило. Дело в том, что личные проблемы могут перетекать или в соматизацию (в тело), или в невротизацию (в психические проблемы). Все зависит от способа «интерпретации болезни». Понять при каких условиях возникают психосоматические нарушения, а при каких условиях конфликт переходит в невротизацию пытаются со времени «отца» психоанализа Фрейда, но до сих пор однозначного ответа нет. Многие исследователи надеются найти этот ответ в будущем. Трудности здесь заключаются в методологии исследований. Со времен психоанализа в поиске внутренних механизмов возникновения различных проблем у человека используют метод опроса. Но, психосоматические больные, как показывает практика, более скрытые. Они менее эмоциональные и менее психологически гибкие. Статистически, к психосоматическим расстройствам склонны люди менее образованные, с меньшей рефлексией. Это могут быть представители низших социальных слоев и профессий, исключающих гибкость и лояльность. Предполагается, что для этих людей проблемы есть «генуинная иная форма изживания душевного конфликта, который с раннего детства замещает собой другое, возможно речевое, изживание конфликта» [1, с. 26]. Поэтому, по определению, такие люди не говорят о своих конфликтах, но для них есть их собственный «язык тела». С этой точки зрения, ответа на вопрос: «невротизация или соматизация» не будет никогда. Хотя, эта точка зрения и есть уже ответ на этот вопрос: эмоциональная скрытность («эмоциональная безграмотность») и психическая «неискренность» самому себе рождают психосоматическую проблему. Более того, для некоторых людей с психосоматическими проблемами наступает значительное уменьшение соматической симптоматики в те моменты их жизни, когда они начинали реагировать на окружающих более эмоционально. Так, проблема может «перетекать» их соматики в невротизацию и обратно.

С другой точки зрения, физиологи пытаются найти наследственную предрасположенность к той или иной психосоматической проблеме или неврозу. И для ряда проблем такая взаимосвязь обнаружена. Но и она неоднозначна. Скорее всего, что эти исследователи не всегда помнят, что вместе с генами, мы передаем и психологические установки, программы нашим потомкам, которые в генах и закрепляются. Другими словами, «женщина родит так, как родили ее». Но здесь неизбежно сталкиваешься со старой философской проблемой: что первично — материальное или нематериальное, гены или же внутренние программы; как правильней говорить: информация генов или гены информации. Видно, что ко второму высказыванию «гены информации» мы не привыкли. Тогда проблема «соматизация или же невротизация» неразрешима и с этой стороны до тех пор, пока наш слух «режут» идеалистические высказывания. Действительно, до тех пор, пока естественнонаучные подходы отвергают наличие души, как они могут искать взаимосвязь «душа-тело»?..

Обычно врачи-специалисты в области психосоматики указывают на то, что каждый отдельный случай требует тщательного анализа и отдельного рассмотрения. Это больше касается «нижнего дома». Именно поэтому, описывать каждую конкретную психосоматическую взаимосвязь «нижнего дома» нет необходимости, ибо не представляется возможным. Осветим же основное.

Особенности расстройств. Очевидно, что животное испытывает чувства защищенности и удовлетворения тогда, когда сыто. Сытость рождает хорошие эмоции, связанные с биологической жизнью. Это животные эмоции — база для дальнейшего формирования эмоций человеческих, если говорить о ребенке. Поэтому, когда взрослый человек страдает какой-либо желудочно-кишечной болезнью, то это может означать глубокие нарушения чувства защищенности, желания удержать в себе или получить. Желудок ближе всего находится к сердцу и легким, чем другие органы «нижнего дома». Можно ожидать, что по этой причине и реакции физиологического сопровождения эмоциональных состояний на уровне желудка сильнее выражены, чем на уровне нижележащих органов, но слабее, чем на уровне сердца и легких. Например, в случае симптомов вегетативного невроза, может увеличиваться желудочная секреция под влиянием эмоционального напряжения, переживания, поиска помощи. Эта картина напоминает картину невроза сердца или невротического дыхательного синдрома. Другое дело, например, с язвами. Специалисты выделяют несколько типов больных, страдающих язвой желудка и двенадцатиперстной кишки [1, с. 194]. Однозначного критерия их болезни нет. Это как люди с «классическим» типом психосоматического больного «нижнего дома», описанного выше (со слабой рефлексией и т.д.); так и личности, относительно интегрированные в своих душевных переживаниях и, поэтому, имеющие и другие, более выраженные психосоматические нарушения «среднего дома». Есть также «здоровые» люди с ситуативными «разовыми» (невротическими) нарушениями работы желудка и кишечника. Например, сильное желание «удержать» может породить запор, в то время как желание «выкинуть» порождает поносы.

Ряд авторов отмечают связь современного мира с проблематикой желудочно-кишечного тракта. Эти проблемы — проблемы уверенности в себе и взятие на себя ответственности, в мире, где существенно изменились институты семьи и церкви. Раньше ответственность за принятие решений брала на себя религия со своими ритуалами. Теперь больше ответственности на самом человеке, — это и определяет то, что «люди неспособны отвечать этим требованиям и прибегают в отягощающих обстоятельствах к регрессивным защитным механизмам» [2, с. 78]. Ведь еда — это самая первичная форма собственности, а пищеварение — самая простая форма управления этой собственностью. Таким образом, проблемы владения и защищенности «проецируются» на пищеварение.

Характерно, что при относительном медикаментозном излечении этих проблем (например, удаление язвы путем хирургического вмешательства), проблемы могут «перейти» в душевные — страхи, депрессии, алкоголизм и пр.

Что касается кожных заболеваний, то в среде специалистов-врачей чаще можно услышать о наследственной предрасположенности, чем о психогенных факторах возникновения кожных болезней. Даже то, что чаще принимается как «психосоматика» (например, нейродермиты), нередко отвергается, т.к. «обнаруживаются» непсихогенные предрасположенности этих расстройств [1, с. 286]. Тем не менее, давайте закроем на это глаза и обратим внимание только на психическую составляющую болезни кожи. Это, очевидно, проблемы касания, ласки, тепла, нежности и пр. Как правило, люди с проблемами нейродермита, псориаза и пр. расстройств воспитывались «холодными» или, наоборот, гиперопекающими матерями. В ряде случаев исследователи отмечают смену равнодушия и гиперопеки, потворствования и строгости. Или же это может быть разница в строгости одного родителя и равнодушия другого. Здесь телесный компонент играет важнейшую роль: ласки (дабы привлечь ребенка «на свою сторону») и/или страх касания (например, если мать боится принести ребенку увечья). Еще раз отметим, что нередко человек «передает» свою программу своему ребенку, хотя бы потому, что иного способа общения с ребенком он «не знает»: «Я воспитываю так, как воспитывали меня». Так, это отражается и в наследственности.

Кожные заболевания часто сочетаются с другими психосоматическими расстройствами, например, псориаз с бронхиальной астмой. Это видно и из личной истории (этиологии), — проблема «дать-взять». Псориаз здесь «несет» внешний компонент касания и тепла, дыхание — внутренний компонент нежности и любви. Поэтому и, в случае псориаза больной менее склонен видеть психосоматическую связь (да и врач тоже), а в случае астмы эта связь явнее и научно более доказуема.

И все же, как показывает практика дерматологов, первое, что нужно сделать такому больному, — это его «успокоить» и дать чувство уверенности (а второе, — дать «что-нибудь» из лекарств).

Если говорить о болезнях опорно-двигательного аппарата (суставы, позвоночник, околосуставные ткани и мышцы и пр.), то можно с уверенностью отметить связь этих проблем с самоутверждением и жизненной позицией. Здесь психологическая гибкость сочетается с гибкостью позвоночника, жизненный тонус с мышечным тонусом, а устойчивость взглядов с прочностью коленных суставов. Сутулость есть проявление «груза проблем», а также скрытой агрессии (прогнутая «по-кошачьи» спина). Боли в шее отражают то, что «кто-то сидит на шее». Высоко поднятые плечи и широко открытые глаза — скрытый страх («замороженный» испуг). Сексуальные блоки взаимосвязаны с напряжением в тазовой и урогенитальной диафрагмах, что может образовать боли в пояснице, а у женщин — излишнюю полноту в районе бедер, так называемые «энергетические галифе» (что также способствует проблемам в гинекологии).

Как было упомянуто, прочность коленных суставов и степень полноты ног определяется степенью «заземленности» человека (не «приземленности»). «Искусство заземления» было основой нормальной жизнедеятельности человека во многих культурных традициях. Связь с Землей означает прочность мировосприятия и «крепкие ноги», где «открытая» расслабленная тазовая диафрагма означает легкость и «отпущенность» (не «распущенность») по жизни. Тело через ноги получает энергию Земли и посылает ее в живот, а далее к сердцу и выше. И за всем этим процессом стоит нечто большее, чем просто метафора или фантазии архаичных обществ. За всем этим вопросом стоят энергетические переходы, где более тонкие психологические энергии преобразуются в биоэнергии (по Лоуэну), а те, в свою очередь, являются фундаментом психического развития.

Пути исцеления

Исходя из того, что уровень веры в психологическое исцеление проблем этого уровня значительно ниже, чем предыдущего, отсюда и меньше возможности психотерапии. Неясны, но очевидны с современной точки зрения и многие психосоматические связи, например, некоторых кожных заболеваний (угрей и пр.); указывается, что психические факторы при различных кожных заболеваниях могут взаимодействовать между собой. С другой стороны, указывается, что, например, псориаз имеет наследственную основу, и психический компонент имеет влияние на течение этого заболевания. Часто указывается на «элементы психотерапии», в основном, врачебная поддержка, при неопределенности врача в выборе уместной методики психического воздействия (например, необходимость гипноза или аутотренинга, или гештальттерапии, или функционального расслабления при болезни Крона/язвенном колите для каждого клиента всегда различна). Но и здесь везде указывается необходимость комбинации с фармакологическими или психофармакологическими средствами. Тем не менее, сделаем краткий обзор основных методов и методик психотерапии этого уровня в дополнении к предыдущему.

Прежде всего, и здесь стоит отметить роль понимания в терапии, являющееся центральным моментом исцеления, — отправной точкой психотерапевтического успеха. Беседы, опросы, анкетирование и тесты активно используются специалистами всех уровней. Чаще всего больным советуют «выработать такой образ жизни и такое отношение к здоровью, которые не заключали бы в себе никакого риска возобновления болезни». [2, с.225].

Использование психоаналитических методик уместно, особенно в случае проблем с питанием: ожирении, нервной анорексии и булимии, где вскрываются отношение с родственниками (особенно отношения дочери с матерью в случае нервной анорексии), зашита от депрессий (например, при ожирении), страх потерять контроль над проблемами (при булимии). Всяческие ограничения в питании оказываются малоэффективными, т. к. лишают удовольствия в жизни и, по сути, отягощают внутренние проблемы (при булимии). При анорексии, наоборот, принуждение к питанию усиливает проблему, рассматриваемую аналитиками как принуждение со стороны матери (или другой влиятельной женщины семьи), являющееся ключевым моментом проблемы. Здесь предлагают групповую, семейно-динамическую, поведенческаую терапию (варианты бихевиаризма), ведущие к отработке конфликтов и их пониманию. Указывается также о возможности «при участии больного в работе группы самопомощи, освободить энергию, ранее связанную с симптомом и использовать для собственных творческих возможностей» в случае булимии. [3, с.69-78]. А в случае анорексии Petzold (1979) разработал терапию семейной конфронтации, как, по его мнению, вырабатывается «готовность» семьи к помощи.

В некоторых случаях групповая психотерапия зарекомендовала себя намного сильнее, чем индивидуальные формы работы, поскольку, как указывается, возможно, в этих случая имеет место фиксация на отчуждении и чувстве покинутости, изоляции от общения; например, при лечении кожных заболеваний: нейродермит крапивница и пр.

В тех случая, когда имеет место фиксация на неподвижности, сдерживании телесных движений, запретах касания и проблемах «выстоять» (при ревматических заболеваниях) хорошо зарекомендовала себя концентрированная двигательная терапия (в сочетании с аутотренингом).

Если в некоторых вышеупомянутых случаях запреты и давление со стороны только отягощают проблему, то в других случаях запреты уместны, например, при сексуальных дисфункциях, — это «запрет сношения». Также отмечается и относительный запрет рефлексии (скорее указывается на нежелательность рефлексии), что ведет к определенному зацикливанию на проблеме и нежелательному самоистязанию.

При язвах желудка и двенадцатиперстной кишки Luban-Plozza предложил модель конфронтации с семьей для «оживления эмоциональных сил», что значительно сокращает время и силы терапии. Но, как указывалось выше, и здесь встречаются проблемы ригидности тела, связанные с «псевдонезависимостью» (Meyer, 1996), что делает малоэффективным длительные варианты анализа и бесед, а иногда и вредными в острых фазах заболевания. При лечении гастрита предлагается также акцент на конфликте в виде длительно проводимых форм психотерапии с параллельным использованием медикаментозных средств.

В других случаях, например, при сахарном диабете, или при раздражении толстой кишки методы психотерапии показаны «на всех уровнях психофизического взаимодействия, поскольку одно лишь медикаментозное лечение не в состоянии изменить положение больного и только способствует хронизации заболевания».

Литература

  1. Абросимов В.Н. Гипервентиляционный синдром в клинике практического врача. — Рязань, 2001. — 136 с.
  2. Бройтиган В., Кристиан П., Рад М.. Психосоматическая медицина. — М., 1999. — 376 с.
  3. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача. — СПб., 1994.
  4. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. — М., 1996. — 464 с.
  5. Телесность человека: междисциплинарные исследования / Ответственные редакторы Николаева В.В., Тищенко П.Д. — М., 1993. — 166 с.
  6. Тхостов А.Ш. Психология телесности. — М., 2002. — 287 с.

Далее можно перейти на дыхание в телесно-ориентированной психологии (см. далее).

И. Лютый, 2001 г.