8 (915) 876-2007 zatropa@rambler.ru

Искусство Выдоха

(анализ народных методов)

Как уже отмечалось (см. предыдущую главу), понятия свобода и любовь в своей культурологической интерпретации могут отличаться от своих философских аналогов, поскольку философские каконы были сформированы не параллельно с культурными традициями. (На самом деле это может быть и одно и тоже, если не сделать оговорку: философия как наука — продукт более позднего развития, чем «народная мудрость»). Наше же рассмотрение любви и свободы носит психоантропологический характер, и данная глава направлена на анализ народной мудрости в смысле: Народные методы и практики достижения любви и свободы.

Вопросы свободы и любви находятся рядом, как органы дыхания и сердце, и подстраховывают друг друга. Правда, в случае противоречий между ценностями свободы и привязанности, любви и отрешенности возникают и противоречия между сердцем и дыханием. Это, в свою очередь, может приводить к сбою в работе этих органов. Для того чтобы выйти из этих противоречий, нужно как-то «примирить» сердце и легкие. Нужно вернуться к тому общему, что объединяет их качества. Это сфера чувств и эмоций. Поэтому, можно предложить общий способ решения этих проблем.

Проблемы сердца более конкретны, как и этот орган, и эти проблемы более личные, как уже упоминалось. Особенно это характерно для «западного» общества. Наше общество, по большей мере, «западное», поскольку нами чаще движет индивидуализм, чем коллективизм, и к здравому рассудку мы прислушиваемся больше, чем к интуиции. Наше технократическое общество рождает больше эмоций, чем восточное. Это общество с более выраженными, материализованными ценностями. Данные культурологические рассуждения нам нужны для того, чтобы выделить возможности и достоинства работы с «нашими» сердечными проблемами. Следующая наша задача — выделить практическую основу из вышесказанного — что делать.

1-ый этап — понять связь. Прежде всего, следует признать и поверить в психосоматическую связь между эмоциями и сердцем. Следует сказать себе, что «сердечный», — это действительно сердечный, т.е. имеющий отношение к области сердца. И если говорить о проблемах этой области, то это могут быть как небольшие душевные переживания: «сердце защемило», так и серьезные кардиологические проблемы. И общее здесь — чувства.

2-ый этап — начать что-то делать. Существует множество способов снятия эмоционального напряжения. Чаще всего говорят о контроле эмоций, их обуздании и сознательном успокоении. Но здесь встречаются и определенные трудности. Всякий контроль эмоций идет от силы мысли по этому поводу. Но сила эмоции может оказаться больше силы мысли. Тем более в условиях «западного» общества и нашей хаотичной жизни. Очень часто мы сначала «вспыхиваем», а уж потом сожалеем об этом. Тогда нам предлагают, по возможности, избегать стрессогенных ситуаций. Но как это сделать? Здесь нужен высокий уровень опять же контроля над жизненными ситуациями. Ведь любые проблемы не могут существовать изолированно от других. И эмоции человека, его сердечные порывы идут вместе, или, по крайней мере, рядом друг с другом. Значит, очень часто необходимо менять свое отношение в целом к себе и другим. Но это уже не эмоции, и даже не тонкие чувства, но, более того, — сфера мышления — мысли по поводу отношения к себе и другим, стремления дать и взять. Можно, действительно, убедить себя в необходимости изменения своего отношения к чему-то или кому-то, например, сказать себе: «Полюби Его!» «В начале было слово…»- вспоминаешь библейское изречение. Значит ли это, что нужно думать о хорошем, хорошими словами?.. Да, возможно, но как думать о хорошем, если в голову лезут одни дурные мысли?! Как пытаться любить? Можно ли сердце заставить это делать? При этом другие ценности также близки по смыслу или похожи на любовь — дружба, единство, гармония, свобода, независимость и т.д. Вот здесь и «сталкиваются» сердце с легкими, любовь со свободой. И одни мысли, убеждения начинают вдруг мешать другим. Можно ли любить человека и отпустить его при этом? И как быть одновременно независимым и привязанным к кому-то? Да и как полюбить, если сердце любить отказывается? И может ли любимый человек быть одновременно другом? А после расставания с любимым человеком можно ли «остаться» друзьями? Да и народная молва твердит, что, дескать, «сердцу не прикажешь…»

Но его (сердце) можно освободить, опустошить, расколоть, наполнить надеждой, кому-то отдать. Это чаще происходит спонтанно, а не сознательно. Как правило, когда говорят: «опустошить сердце», то имеют в виду не «освободить», а, скорее, наоборот, — наполнить разочарованием, обидой, печалью. «Расколоть», — это примерно то же самое, но в более трагичной форме, что может действительно расколоть сердце в прямом смысле, — вызвать определенное сердечное заболевание. Так можно ли любить человека и отпустить его при этом? Восток отвечает положительно на этот вопрос. Но «Восток» — это идеализация. Современный мир технократичен, по крайней мере, и современный Запад, и современный Восток. А значит, в определенном смысле, весь современный мир «западный», — в Дели, в Пекине, в Сингапуре живут «западные» люди. Формула: «успокойся и думай о хорошем» сейчас работает далеко не для всех. Это или люди с сильным мотивационно-волевыми качествами. Или же это люди действительно больше «восточные», чем «западные», — у таких больше преобладают качества свободы и отрешенности, нежели преданности и вовлеченности в активное делопроизводство. И они редко живут в городах. Впрочем, и те и другие чем-то друг на друга похожи, — эмоциональным спокойствием (относительно мышления). Это «философы по жизни», а таких в современном мире мало. Да и мы уклонились от темы, — расфилософствовались «по-восточному».

Итак, обратим внимание на бытовые аспекты образования данной хвори. Очевидно, что для душевного равновесия нужно как-то (или чем-то) душу наполнить жизнью. Использовать алкоголь, табак, наркотики и прочие психоактивные вещества «не всегда» эффективно, поскольку этот способ рождает зависимость от внешних стимулов, а это подрывает уверенность в своих собственных силах. В итоге, проблемы просто временно блокируются, но не решаются. Значит, «наполнять душу» нужно чем-то другим. Проблема, которая здесь возникает, это опять же общая современная бытовая установка использовать сердце как накопитель впечатлений. Люди стараются накопить как можно больше хороших воспоминаний, — и это естественно, — но на деле получается то, что мы накапливаем немало (а то и больше) негатива в сердце. И древняя мудрость: «Вынь камень из-за пазухи» не срабатывает. В попытках удержать хорошие воспоминания, мы переполняемся нашими сердечными проблемами. Сердце то уже заполнено обидами и злобой, какие уж тут благие помыслы. Даже если головой понимаешь одно и иногда, то душа может испытывать совсем другое, совершенно естественно и всегда. Душа человека всегда находится в повседневной жизни, в быту, как понятие дух у священника или эзотерика — часть повседневной жизни. А для того, чтобы что-либо наполнить, нужно его освободить от прежнего груза. Свобода же — это область легких и бронхов. Так легкие, бронхи и сердце находят общее решение своих проблем.

3-ий этап — освобождение. Итак, душа, а с ней и сердце требует освобождения. Всем известен образ скандала, когда люди в каком то «своём» споре бьют посуду (особенно женщины). Или когда человек неистово кричит на кого-то, а потом чувствует приятное опустошение. Или тот же спорт многие используют ради эмоциональной разрядки. Во всех этих способах человек получает эмоциональную разрядку. Но это происходит непроизвольно, «в слепую», а поэтому, не всегда эффективно. Если же это сделать сознательно, то это произведет больший эффект освобождения. Этим занимаются техники эмоционального отреагирования. Например, этокрикотерапия, психодрама, арттерапия и пр. При различных техниках телесно -ориентированной терапии так же происходит эмоциональное отреагирование и человек получает нужный ему психологический эффект. Этот эффект также будет и психосоматическим, особенно если привнести в него явный соматический контекст. В этой связи вспомним две вещи. Первое, это то, что сердце родственно душе и духу, значит и эмоциональное отреагирование родственно работе духа. И второе, необходимо освобождение от старого груза воспоминаний, для того, чтобы наполнить душу и сердце жизненными силами.

И единственный способ, который позволяет освободить душу напрямую (т.е. с участием физиологии) — это выдох. Во всех вышеперечисленных техниках эмоционального отреагирования и телесноориентированной терапии на выдох обращается внимание (возможно, косвенно). Выдох, — это работа легких и бронхов. Пожалуй, этот способ пригоден и для освобождения сердца. Ниже предлагается универсальный способ, — и для души, и для сердца, — «искусство Выдоха». Пусть же, действительно, душа будет синонимом сердцу!

4-ый этап — искусство выдоха. Выдох, это наиболее естественный, с физиологической точки зрения, способ отдачи. Вспомним так называемый «синдром гипервентиляции». Не смотря на то, что физиологи с опасением относятся к «порочному кругу» (Lewis) гипервентиляции (страх — гипервентиляция — развивающая симптоматика — еще большая гипервентиляция), тем не менее, этот «порочный круг» естественно, сам собой разрывается в эмоциональное отреагирование и последующее освобождение от своих проблем. Это происходит хотя бы за счет снижения уровня углекислоты крови в процессе гипервентиляции и посредующей противорегуляции этого процесса. Здесь важно учесть три момента.

Первое, — это сознательное, а не спонтанное интенсивное дыхание. Осознание — это гарант любого успеха, тем более в вопросах человеческой души. При отсутствии должного осознания может произойти просто бессознательное «подавление чувства» (по Alexander) и выход его в психосоматику. Второе, — это форсированный, сознательный акцент на выдох (вдох — просто интенсивный, без акцента на нем). И третье, — важно не зацикливаться на этом процессе, особенно, если дышащий — личность, склонная к «смакованию» своих проблем, возможно, с истеричными чертами. Если не зацикливаться на этом способе «жалости к себе» («сопровождение» по Alexander), то происходит «освобождение», а «всякий катарсис заканчивается освобождением» (С. Гроф). В противном случае, действительно, проблемы могут и не решиться, а только обнажиться.

Для этого, важно, чтобы с дышащим рядом присутствовал специалист, разбирающийся не только в этой технике дыхания, но и вообще в вопросах человеческой психики (а не только в вопросах патологии психики!). Идеально, когда этот специалист владеет также и «искусством Вдоха», что не является традиционным для психотерапии, т.к. вообще не связано с эмоциональным отреагированием, а скорее ближе к восточным «энергетическим» техникам. Об этом речь будет идти ниже.

Существуют несколько «базовых» техник интенсивного дыхания, из которых может выходить и развиваться «искусство Выдоха». Самые известные — это Голотропное (или холотропное) Дыхание Станислава Грофа и Реберфинг (или ребефинг) Леонарда Орра. Но эти модели спонтанно охватывают не только «диапазон сердца». Их сфера применения относится и к другой сфере.

Переход на главу «Искусство Вдоха»

на главную страницу

И. Лютый, январь, 2001г.