8 (915) 876-2007 zatropa@rambler.ru


Трансцендентальная Медитация Махариши

Махариши Махеш Йоги. 1962, Австрия

Махариши Махеш Йоги. 1962, горная Австрия, Hochgurgl

Я всегда был и остаюсь, прежде всего, в душе инструктором по технике глубинного расслабления, которая официально называется трансцендентальная медитация Махариши. Годичное резидентное (т.е. полностью непрерывное, без выходных дней, отпусков и пр.) обучение у Махариши явилось самым мощным внешним тренингом в моёй жизни. Достаточно сказать, что, как психоантрополог, я знаю многие техники и методы медитации, имею несколько духовных посвящений в этой области, лично знаком с религиозными и паранаучными лидерами. НО (!) сам регулярно практикую только данную медитацию (не путайте с движением ТМ, пожалуйста). И другим искренне советую!

И, как показала жизнь, есть смысл «поставить все точки над «и» в понимании, что есть эта техника для меня и подобных мне, поскольку я — инструктор ТМ с самого первого курса ТТС (Teachers Training Course) в России выпуска декабрь 1991 г., а нас, практикующих «учителей» с этого курса осталось, как я понимаю, мало. Мы были первые, другие же апологеты ТМ пошли откровено «по нашим стопам» — и уже это делает нас особенным курсом, авантюристами в хорошем смысле этого слова, не побоюсь даже сказать — исследователями потенциала нашей разваливающейся в то время страны! Также не берусь судить другие курсы учителей ТМ, но люди моего курса внесли, мягко выражаясь, наименьшую лепту в следующее социальное явление: техника ТМ в том виде, как она даётся последние 10-15 лет, стала почти культовой, даже «псевдокультовой», «псевдорелигиозной». В итоге, появились вольные суждения по поводу ТМ, построенные на поверхностном ознакомлении с самой техникой, а возможно, и на сознательном противостоянии своего обеспокоенного ума с тем, что может этот ум освободить от стресса. Впрочем, может ли иметь обеспокоенный ум должное сознание?..

Но ещё раз напомню, что в мире психологии (и не только) различаются техники, или частные методики, которые являются просто инструментами ума и духа, а есть методы, то есть целостные картины расмотрения явлений жизни, формы мировоззрения, работающие с тем, как работает та или иная методика.
Махариши как физик давал технику релаксации и высвобождения от стресса. Движение Махариши стало давать мировоззрение, где сама техника вдруг стала на порядок меньше озвучиваться, а то и вообще отошла на второй план за мировосприятием членов движения.
Вы спросите: а где же был Махариши в этот момент? И как он это допустил?

И я отвечу словами же Махариши в подобном вопросе по поводу Кришнамурти: Он стал слишком стар…
Более того, могу снова вспомнить слова Махариши по поводу самого же себя; он говорил, что давно бы «ушёл», но относительная незрелость его ближайших учеников и сподвижников всё же заставляет его оставаться лидером Движения, хотя ему уже давно не интересны «мирские дела», даже если эти дела касаются духовного развития. Ведь высвобождающиеся стрессы остаются крайне материальной формой деятельности участников Движения, несмотря на их духовность…

Я часто говорю тем, кто пытается Махариши «обозвать» индуистом, что Махариши не относится напрямую к традиции индуизма, он не относится к касте распространителей религиозного знания; Махариши, прежде всего — физик, и уж затем индус. Ведь если бы Махариши был бы, допустим, славянской национальности, то его можно было бы также легко «обвинить» в язычестве.
Любой человек в силу своего происхождения в большей или меньшей степени говорит языком и символами своего происхождения.
Тогда, красочный восточный антураж церемонии посвящения ТМ — яркий , можно сказать, первый и последный этому пример. Просто так Махариши удобнее убучить кого-либо, и ничего более «извне»…

Иногда появляются забавные люди, начитавшиеся всего подряд, которые бубнят про развитие, но как только с ними ЭТО — развитие начинает происходить — убегают в суеверном страхе, прикрываясь при этом самыми вульгарными общественными стереотипами и моралистическими шаблонами. А ведь за примитивными суждениями всегда стоит СТРАХ! Cуеверия остаются, пока в нас живо невежество; суеверие — от страха, в то время как Вера — от Радости!!!

На самом деле, церемония ТМ — психологическая практика, интимное действо, таинство, которое заставляет Душу умиротвориться, наше концептуальное сознание отвлечся, а мыслям относительно успокоиться.
С этой точки зрения, церемония ТМ напоминает другие ритуалы. То есть, для чего нам нужны светские и религиозные церемонии приветствия, прощания и прощения, знакомства и пр.? ЭТО — ритуалы в церкви, на стадионе, в театре, на вечеринке, на похоронах и свадьбах, на днях рождения и в Новом году, на юбилеях и торжествах и т.п. Для чего нам вообще нужны цветы, ведь мы их не едим? И даже фрукты, торты и пр., то есть всё съестное, что мы приносим, есть не обязательно, хотя и можно… Как просто ритуал? Нет, более того , это — Таинство приобщения друг к другу!.. Впрочем, что такое «просто ритуал»?..

Кто-то узрел в мантрах страшные имена богини смерти Кали (так и хочется упоминуть в этой связи псевдохристианского миссионера Дворкина —почитайте-ка, если зацепило, здесь). А что на самом деле происходит?

Во-первых, ещё раз повторюсь,
Махариши — физик, а не дурак, чтобы создавать ужастики в своём движении. Кстати, я знаю пару весьма эффективных методик саморегуляции, которые стали таковыми именно в силу того, что скопировали методологию обучения и научные иследования у Махариши, ничего лучшего не внеся, а скорее наоборот. Понятно, что копия в любом случае будет хуже оригинала.
Во-вторых
, изначально все слова имеют этимологические (родство происхождения) корни с теми или иными фундаментальными и нерелигиозными, точнее, дорелигиозными ценностями человека. Например, наш счёт: один — «бог Один», два — «Дэва, или Великая Дева», три — «Троица» и т.д.
Наконец, в-третьих
: а кто, собственно, отрицает, что мантры не дают очищения и успокоения, а с этим и трансформацию, перерождение, движение к своей истинной «мере», то есть к смерти символической — «заочной», внутреннему «миру умирания»! Так причём здесь страшная тётка Кали!!!
Вот уж как говорится, с больной головы да на здоровую

Слепец увидел верёвку и заорал на весь белый свет, что змею узрел…
Медитация как раз учит нас различать и думать, отсеивать семена от плевел, а заодно и быть терпеливым к подобного рода проявлениям нетерпимости. Терпеливым, но не глупым… Спокойным, но не заторможенным. Трезвым, но не вульгарно рациональным! Ведь мы то с Вами понимаем, что полуправда всегда хуже лжи!!!
А ересь всегда рождается на осколках и фрагментах истинной Веры.

Также хотелось бы и затронуть уровень и корректность перевода терминов Махариши, которые также внесли значительную лепту интриги в национальное движение ТМ. Не вдаваясь в тонкости английского языка, тем более английского в восприятии индусов, укажу на некоторые примеры:

«ТМ Teacher» переводят изначально в нашей среде как «учитель ТМ», хотя корректнее по-русски говорить «инструктор ТМ», или «преподаватель ТМ».
Фразы Махариши типа: «Meditate and you will be happy» переводят дословно как: «Медитируйте и Вы будете счастливы», хотя по-русски корректнее и терпеливее «для уха» сказать: «Медитируйте и получайте удовлетворение».
«Рrofessoг» чаще всего корректнее озвучивать как просто «преподаватель», но не как «профессор», который у нас подразумевает докторскую степень, впрочем, и учёные степени в разных странах разнятся.

Примеров в данном контексте множество, я здесь привёл, что называется, несколько навскидку… Всегда важно переводить смысл, но не текст, особенно в случаях с общественными движениями психологического и духовного толка. Если честно, то я лично изначальное Движение Махариши считаю паранаучным. И именно так я преподношу медитацию ТМ тем, кого обучаю этой технике. А вот о дереве судят по плодам его!..

Давайте я резюмирую и упорядочу вышесказанное:

    Махариши Махеш Йоги. 1962, Австрия

    Махариши Махеш Йоги. 1962, Австрия

  1. Махариши — физик, учился в Бомбее, уверен, что если бы Махариши был бы русским, его также «легко» было бы обвинить в языческом сектанстве, поверьте — он очень далёк от религии; Уже одно это делает систему сильной.
  2. Около любой сильной системы крутятся фанатики, таковые есть немало и в христианстве, помните извращенцев в католицизме? Так причём здесь ВСЯ система? И еще, последние лет 10-15 своей жизни Махариши почти отошёл от активного обучения, предоставив борозды правления последователям, которые, сами понимаете… Почему он так сделал — таков удел всех учений…
  3. Сильная система — та, которая также и не занимается принижением себя огульной критикой других. Негоже таким образом самому срамиться, и не срамить тем самим ТО, во ЧТО веришь (если, конечно, искренне веришь).
  4. Мантры индивидуальные, в том смысле, что каждый получает нечто своё сакральное специфическое. Нет там букв, и быть не может и не должно. Дело именно не в тайне «великой», а именно в таинстве обучения. Таинство даёт эффект. Если систему разложить по полочкам — она перестаёт работать.
  5. Мантры — не имена богов. Хотя, постойте, с определённой точки зрения все слова относятся к именам каких-то покровителей. Например, возьмите счёт: один — Один, два — Дева, три — Троица и т.д. Давайте не будем заниматься демагогией!
  6. Вреда от ТМ столько же сколько от того, как если бы вы сели на стул, закрыли глаза и начали просто расслабляться. Если, конечно, у вас не шизофрения — там действительно опасность есть. Так вот, в ТМ шизофреников не обучают! Ну, а если и проскочили несколько, так вернитесь к пункту 2.
  7. Наконец, я практикующий дипломированный клинический психолог, другая сфера моей деятельности — культурная и кросскультурная антропология.
    Я много езжу и собираю, как Шурик, нет — не анекдоты, а методики психической саморегуляции, чтобы знать с чем можно иметь дело, а с чем нет.

    Так вот, из нерелигиозных методик считаю именно ТМ одной из самых эффективных в силу вышесказанного!

C Уважением! Игорь Лютый