8 (915) 876-2007 zatropa@rambler.ru

Голотропное (холотропное) дыхание Станислава Грофа

Голотропное дыхание Грофа является для меня наиболее близкой из методик глубокого дыхания исторически (я с нее начинал), с одной стороны; с другой стороны, мне и по духу эта модель нравится больше. Впрочем, возможно, одно и обусловило другое. Подход Грофа неоднократно освещался. Не будем слишком повторятся (хотя отчасти придется) , но лишь дополним огромное колличество публикаций в литературе и по интернету обзором того, что может пригодиться начинающему «голонавту» с нашей точки зрения. Цель этого обзора — попытаться определить границы опыта физического и опыта эмоционального как рубежи двух катарсисов, которые мы используем в практической психоантропологии дыхания.

Прежде всего, речь идет об использовании произвольной гипервентиляции в психологических целях. Нас будут интересовать глубоко дышащие люди с достаточно здоровым уровнем невротизма, можно сказать, «средне статистический» участник психологического тренинга.

Считается, что пионерами в таких исследованиях стали Станислав Гроф и Леонард Орр. Орр первый начал экспериментировать с дыханием, но, почти независимо от него, на базе своих исследований с психоделическими препаратами Гроф создал свою уникальную модель. Уникальность работы Грофа, на наш взгляд, состоит в расширении рамок академической науки. Подобно тому, как Фрейд стал говорить о материале бессознательного в терминах младенческих комплексов и пр., Гроф вывел на уровень научного рассмотрения уровни до рождения — перинатального опыта, использовав при этом идеи Отто Ранка. Гроф систематизировал и раскрыл эти идеи Ранка. И более того, Гроф занялся изучением уровней до зачатия — трансиндивидуальные и архетипические переживания, которые Гроф назвал «трансперсональным» уровнем, вплотную приблизившись при этом к религиозному и мистическому опыту. Имея 30-и летний опыт работы с измененными состояниями сознания и более 20 лет работы с дыханием в различных группах людей (как пациентов клиники, так и «волонтеров»), Гроф создал достаточно стройную, принятую во многих научных кругах картографию бессознательного и эффективную практическую модель.

В своих работах Гроф указывает, что переживание трансперсонального опыта и некоторых пластов перинатального опыта возможно на продвинутых стадиях дыхательных сессий. Более того, новичкам такой опыт не всегда рекомендуется, в силу сложности его осознания и завершения для последующей самореализации. Этот опыт имеет много параллелей со сложными мистическими и религиозными переживаниями, а также дает, на первый взгляд, симптоматику, схожую с некоторыми формами психоза и шизофрении. Такой опыт сложен, многомерен и парадоксален, его можно неоднозначно трактовать, поэтому и переживание этого опыта новичку нежелательно. По этим же причинам (а также в силу достаточной освещенности этого вопроса) и мы не будем останавливаться на этих феноменах, возможно, оставив их для будущих теоретических рассмотрений с точки зрения психоантропологии. Нас будет интересовать стадии переживаний, названные Грофом «системы конденсированного опыта» (СКО) и некоторые простые моменты теории базовых перинатальных матриц (БПМ).

Гроф указывает, что через некоторое время после начала дыхания (у разных людей эта длительность различна) появляются сильные эмоциональные переживания и стереотипные паттерны мышечной защиты. Здесь он пользуется наблюдениями и теорией Вильгельма Райха, используя райхиановское понятие «мышечный панцирь«. Гроф также ссылается на Райха, где говорит, что подобные телесные защиты ограничивают дыхание. Правда, также говорится и о неэффективности одних лишь теоретических разработок. Для того чтобы явно высвободить материал бессознательного и сверхсознательного (Гроф часто ссылается на Юнга), необходимо использовать автономную функцию организма человека — дыхание, но при этом оказать на нее волевое влияние, — сделать дыхание учащенным и более глубоким с полной концентрацией и осознанием внутреннего процесса (в более раннем варианте это дыхание с форсированным вдохом и спокойным выдохом). При этом указывается, что специфическая процедура дыхания менее значима по сравнению с концентрацией и осознанием процесса. Говорится, что дальнейший характер и направление такой практической работы будут зависеть от индивидуальных особенностей. Можно лишь описать только наиболее общие и статистически значимые варианты. Сам Гроф, можно сказать, «заворожен», в основном, изучением глубоких и гладких течений трансперсональных и некоторых перинатальных сфер. Его привлекают описания света невероятной красоты, ощущения полного расслабления, оргазмический опыт, выход за пределы времени, пространства и собственного «Я» испытуемого, которые проявляются все больше по мере нарастания количества сеансов. Что касается более простых и примитивных переживаний, то это «… уровень биографических воспоминаний и индивидуальное бессознательное. Хотя явления, принадлежащие этой категории, имеют прямое и серьезное отношение к обсуждению, подробно их описывать все же нет необходимости. И вот почему: большая часть традиционных подходов психотерапии ограничивалась именно этим уровнем психики». (Гроф, 2000. — с.53).

Среди тех немногочисленных описаний начальных эмоциональных и физических переживаний, Гроф также указывает на «гипервентиляционный синдром«, в частности, на самый обсуждаемый и противоречивый симптом этого синдрома — «карпопедальный спазм«, упоминаемый так же как тетания. Гроф указывает, что на основании дыхательных сеансов сотен людей традиционное понимание этого спазма неверно, — характер их подобных переживаний заметно отличается от «карпопедального спазма» тем, что эти напряжения в различных частях тела при продолжительной гипервентиляции (1,5-2,5 часа и больше) прогрессивно нарастают, приводят к критической кульминации и заканчиваются глубокой релаксацией. Причем, паттерны распределения этих напряжений (кисти, стопы, шея, плечи, поясница, а также давление в голове и области глаз, сдавливание горла и живота, сжатие челюстей, теснота в груди, потение, слюноотделение или сухость во рту и пр.) могут заметно отличаться у разных людей. «Не являясь простыми физическими реакциями на гипервентиляцию, они представляют собой сложные психосоматические структуры, зависящие от индивидуальных особенностей, и имеют, как правило, специфическое психологическое содержание, характерное для данного человека» (Там же, с. 76). Это могут быть как привычные напряжения, например, связанные с профессиональной сферой деятельности, так и достаточно старые проблемы и травмы, а также проблемы перинатального характера. Оставить эти проблемы в теле означает, по Грофу, — не завершить гештальт. То же относится и к эмоциональным переживаниям — гнев и агрессия, беспокойство, печаль и депрессия, чувства неудачи и униженности, вины, уничтоженности и т.п. С этой точки зрения, проблемы гипервентиляции у больных можно рассматривать как попытки самолечения, а значит и спонтанную гипервентиляцию нужно всячески поддерживать, но не подавлять. В повторяющихся дыхательных сеансах общее количество мускульных напряжений и драматических эмоций заметно снижается. Это может произойти как за один длинный сеанс, так и за несколько дыхательных занятий. «Все, что происходит в этом процессе, можно интерпретировать как стремление организма отреагировать на изменение биохимической ситуации посредством вынесения на поверхность в достаточно стереотипной форме различных застарелых, глубоко запрятанных напряжений и освобождения от них посредством периферической разрядки» (Там же, с. 74). Далее приводятся два способа этой разрядки, которые могут нас заинтересовать.

Первый способ отреагирования подобен течению истерии (описанной, в частности, в работах Фрейда). Это активные движения конечностями и всем телом, вскрикивания, манипуляции с дыханием, рвотные позывы и пр., которые заканчиваются катарсисом. Здесь нужно побудить дышащего полностью подчиниться всем возникающим эмоциям, ощущениям и проявлениям физических энергий, так, чтобы обнаружить свой соответствующий способ выражения этих различных энергий через звуки, движения, гримасы, позы и пр. Этот способ применяют, в частности, при лечении травматических и эмоциональных неврозов. Первый способ можно назвать изометрическим и он аналогичен спортивным тренировкам по поднятию тяжестей, где мускулы постоянно меняют длину. Второй способ изотонический и он подобен боксу, где мускулы поддерживаются в постоянном тонусе. Указывается, что второй способ более нов и эффективен в психотерапии. В этом случае дышащий поддерживает длительное напряжение мускул с помощью продолжительной гипервентиляции. Напряжение экспоненциально растет, достигает какого-то максимума, задерживается на какой-то промежуток времени и затем падает, приводя к телесному расслаблению. Причем, дышащий не направляет этот опыт «вовне», позволяя тем самым энергии напряжения высвободиться через мышечное отреагирование. На конечных стадиях такого процесса, если процесс все же не имеет разрядки, уместна специально разработанная работа с телом, но, как снова указывается: положительный терапевтический результат сеанса обратно пропорционален количеству вторжения извне, где самый качественный голотропный процесс, — это процесс без активного вмешательства помощника. С нашей точки зрения, второй процесс можно назвать «мышечный катарсис«, в то время, как первый процесс — «общий катарсис«. Оба способа эффективно дополняют друг друга на разных стадиях дыхательного процесса. Появление любого симптома в таких процессах должно рассматриваться руководителем как начало выздоровления, но не как начало болезни, — это выход заблокированной энергии и предельно сконцентрированного опыта.

Далее следует разобраться в других системах глубокого дыхания (см. Ребефинг).

Литература

Гроф С., Уилбер К., Веховски А., Тарт Ч. Практика холотропного дыхания. Трансперсональная психотерапия. — М., 2000. — 212 с

И. Лютый, 2002 г.