8 (915) 876-2007 zatropa@rambler.ru

Психологическая Антропология

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Исторически, термин «психологическая антропология» появился только в 50-х годах XX века в США (и был введен китайским исследователем Хсю, на смену абстрактному названию «личность и культура»), хотя «психологией народов» занимались еще с середины XIX века Лацарус, Штейнталь, а также известный исследователь в области практической психологии Вунт. Предметом этого направления явилась область взаимодействия личности и этнической общности. В русских традициях эта сфера так и называется — этническая психология (сам термин ввел Шпет), а также кросскультурная психология. Различия между этнической и кросскультурной психологиями представляются чисто количественными. Дело, конечно, не в названиях.
Существуют и некоторые отличия в методах и целях познания. Этническая психология занимается сравнительным описанием двух или нескольких этносов (или даже описанием одного — русского этноса, как, например, это делают представители общины под названием «Троянова Тропа»), кросскультурная психология выделяет группы этносов, объединяя их по какому-либо набору признаков и затем также начинает их количественно сравнивать. Понятие «антропология» у нас вообще ассоциируется с землекопанием, археологией (скорее, с палеоантропологией), но уж никак не с человеком, тем более не с психологией. В ученых кругах, конечно, имеют представление об этимиологии слова «антропология». Но и тут физические антропологи приписывают слово «антропология» только «своей» антропологии (занимающейся ископаемыми остатками человека), не желая отдавать этот термин культурной антропологии.

В США же под антропологом разумеют исследователя в области воздействия этноса и культуры на человека, и наоборот, — способность и возможность человека повлиять на социальность, прежде всего, в себе самом. Образно выражаясь, это поиск «психологических костей». Не будучи «западником» и,тем более, «американистом», все же хочется упрекнуть «новых славянофилов» в некотором терминологическом упущении и методологической чёрствости. (Кстати, имя Карлос Кастанеда у нас ассоциируют чаще с мистиком и магом,а не антропологом, забывая, что его первые книги являются научными трудами).

Введение в предмет
Вопросы психологической антропологии (а также культурной, этнической, кросскультурной психологии) стали чрезвычайно популярными в последние несколько десятилетий в мире, а в нашей стране с 80-х г.г. ХХ века.

Это непосредственно связано с явлениями гуманизации общества, выражающимися, в частности, в слиянии трациционной восточной культуры и современной западной, увлечением в целом древними традициями. И если сначала влияние архаичных культов и ритуалов носило стихийный характер, то затем к ним стали относится более «рационально» — утилитарно. Изначально «молодежный» интерес (с точки зрения психоделических экспериментов), выражающийся в движениях типа «Нью-Эйдж» и пр. за десятилетие перерос в интерес профессионалов, прежде всего, в области психотерапии «новой волны». Так появились гуманистические тенденции в психологии и психотерапии, появление предмета изучения — человека во всем многообразии его отношений к себе и окружающему миру. Расширение взгляда на человеческое здоровье и, в целом, расширение междисциплинарного знания обусловило слияние различных наук, ранее не имеющих общих ценностей, например, медицины и психологии — психосоматики. Причем, психосоматика здесь выступает не просто как иллюстрация пограничного знания, но как раздел клинической психологии (наряду с патопсихологией, нейропсихологией, психологией телесности).

Соответственно, специалисты, занимающиеся вопросами клинической психологией, могут иметь начальное базовое образование как в сфере медицины, так и университетское психологическое образование. Необходимая доквалификация вышеназванных специалистов, таким образом, направляется на формирование нового взгляда на здоровье человека, определяемого как отсутствие психического, физического и социального неблагополучия (впрочем, это определение здоровья было сформулировано в международном уставе 1946 года), а не как набор жестких конструктов и парадигм, имеющих лишь естественнонаучную доминирующую детерминанту. Ригидное концептуальное мышление постепенно уступает место гуманистической мысли психотерапии «новой волны». Определенный разрыв между теорией и практикой начинает стираться, формируя новые гипотезы и практические модели в клинической практике врача и психолога.

Для того, чтобы понять предмет и основной круг изучаемых вопросов клинической психологии, впрочем как и околонаучных построений в рамках целительства, альтернативной медицины, метафизики и т.д. необходимо тщательно рассмотреть аспект, касающийся влияния культуры и этноса на личность. Хотя бы потому, что представители всех вышеуказанных деятельностей в большей или меньшей степени используют «старые» народные методы. Все так называемые «авторские», запатентованные психотерапевтические и психологические технологии, на самом деле, есть не что иное, как «заново изобретенный велосипед». Все дело в том, насколько талантлив в своей манере ПОДАТЬ мастер этого вновь открытого изобретения.

Тема данной работы — представить психологическую антропологию в кругу вышеуказанных проблем. Более того, в данной работе психологическая антропология — это психология дыхания культов и обрядов.

В этой связи одна из главных тем данной работы (сайта) — осветить вопросы взаимосвязи здоровья человека и его отношения к себе и окружающему миру с точки зрения его отношения к дыханию как социально-историческому явлению.

Для этого мы рассмотрим несколько составляющих, которые можно рассматривать как последовательно (в том виде, в котором они подаются на сайте), так и по-отдельности.
• Мы выделяем культурологическую основу современого определения здоровья, а также связь здоровья, духа и дыхания. Эта часть носит философский характер повествования. Здесь стоит упомянуть, что в этот вопрос входят несколько моментов: момент физический, момент психический и момент социальный. По уставу 1946 года, только учитывая эти три момента, можно говорить о целостном здоровье, впрочем, просто о ЗДОРОВЬЕ (или нездоровье) человека. Сейчас много говорят о том,что люди по-разному относятся к своему физическому, психическому и социальному благополучию. И это определяет их здоровье с точки зрения современного подхода к здоровью: «Ты здоров, если ты Сам себя считаешь здоровым». С другой стороны, человек может чувствовать себя великолепно физически, быть удовлетворенным своей психической жизнью (сфера личного — отношения в семье, в кругу друзей, на работе и т.д.), и также быть социально адаптированным. Но, при этом, он может чувствовать определенную дисгармонию между тем, что он делает во всех этих областях, и тем, что он может делать. Это и проблема «что делать», а также «как делать». Другими словами, человек «вырастил сына, посадил дерево и построил дом», — все хорошо с точки зрения его долга перед семьей и обществом (допустим, что и физически он здоров), но его тяготит НЕЧТО большее. Его отношение к ЭТОМУ не соответствует ЭТОМУ, — он не выполнил «какой-то» долг перед самим собой. Такое тонкое противоречие решается, если воспользоваться целостным психоантропологическим подходом.
• Мы определяем, насколько данное рассмотрение уже представлено на современой этапе. Здесь рассматриваются все уровны современого отношения к дыханию, использкются данные нескольких наук и практических направлений, — от сугубо физиологического подхода клиники дыхательной недостаточности до практики в контексте психоантропологических идей, созвучных нашим. Особое внимание мы обратим на методическую часть этих направлений, причем, на психологическое звено этой методической части. Т.е. на то, что нас конкретно может интересовать в рамках психологии дыхания. На каждую «болезнь-мишень» (психосоматический термин) можно найти оружие духа.
• В итоге представлена практическая модель, использующая метод дыхания в практической психологии и психотерапии. Психологическая антропология в нашей модели занимается психологией дыхания культов, религий, традиций. Мы определяем конкретное месторасположение взаимосвязи различных режимов дыхания и психологическими феноменами, выдвигаем рабочую гипотезу, формируем соответствующие цели и задачи для эксперимента и проводим этот эксперимент с максимальным уровнем достоверности и надежности полученных данных. Психоантропологический акцент на психологии дыхания позволяет нам связать не только различные сферы психики, но и социальность, — аспекты религии и культуры, психологию этноса и коллективное бессознательное.

Известно, что разные культуры могут иметь разные ценности, приоритеты. Люди разных культур, поэтому, по-разному себя проявляют психически: радость и печаль, смех и плачь может означать все что угодно, если Вы попали в незнакомую культуру. Знаменательные события жизни человека — рождение, брак, смерть здесь могут сопровождаться самими неожиданными для Вас эмоциями, телесными реакциями и психическими установками. Все это может значительно различаться и оцениваться у людей разных культур. Наша задача — описать эти процессы и предложить (или наметить) пути решения «болезней Духа».

P.S. О себе.
Данная страничка возникла на рубеже 2000 года как продукт моей 10-и летней научной и паранаучной деятельности. Начало было положено еще во времена учебы в московском физтехе, где я увлекся различными тренингами психотерапии «новой волны». Затем было прохождение годичного обучения в школе Махариши, и многолетняя самостоятельная активная паранаучная деятельность внутри различных организаций и общин, захватывающая немалую географию бывшего СССР, а также почти все существующие религиозные конфессии на этой территории. Это позволило и, по сути, вынудило меня заняться академической наукой в стенах Университета Российской Академии Образования в Москве, который я успешно окончил с дипломом на тему «Изучение эффектов дыхания у у частников психологического тренинга».

Если же точно, то данный сайт я начал писать в 1999 году, где речь шла о научной дисциплине, которую у нас до сих пор могут называть паранаукой. Такой ярлык не так уж и плох, сейчас это даже больше, чем просто реклама. Любая новая научная парадигма проходит через этот экзамен на самодостаточность. Отсутствие здорового спора со старым миром консерваторов является признаком плохого научного тона в смысле теоретической «пустоты». Тот, кто не вызывает никаких эмоций, не заслуживает даже и разговоров о нем. Таким образом, сайт явился предложением заняться пограничной наукой, где освещается и археология, и психология, и философия, и даже физика элементарных частиц.

Изначальная страница имела двоякую архитектуру — научную и паранаучную части. На данном сайте это раздвоение ещё более условное, почти невидимое. Я применил эту логику, существенно корректируя все предыдущие статьи (без изменения их датировки) в марте 2003 г. Также отдаю себе отчет в том, что это условное «раздвоение» сайта, но придерживаюсь в этом месте взглядов Томаса Куна о существовании смены научных парадигм. Именно поэтому паранаучную часть своего сайта я освещаю как науку в контексте новой наступающей (и отчасти уже наступившей) научной парадигмы. Можно говорить о смене парадигм, можно говорить о смене исследовательских программ (в терминах Лакатоса). Можно видеть отчасти плавную смену научных воззрений, но временами резкую и скачкообразную, временами с признаками фальсификации по Попперу, временами не поддающуюся рациональному описанию причину этой смены. Задача этой страницы — дать обзор психоантропологии во всех ее формах, с которыми можно пересечься в любой обычной и нетрадиционной деятельности. Я не претендую на абсолютную научность ни одной из частей сайта, — это МИФ. Но я стремлюсь удовлетворить свое стремление сделать этот миф «научно красивым», а также выполнить заказ на объяснение того, чем занимаюсь с 1991 года.

Внимание! Опубликовываемые здесь материалы являются ответом не запрос тех, кто звязан с моей активностью — тренингами и лекциями. Это могут быть также и Ваши материалы. Присылай. Если у кого-то из представителей строгого академического научного круга возникнет недоумение по поводу уместности использования мной термина «психологическая антропология», то хотелось бы заметить, что эта страничка была создана в начале 1999 года, когда в интернете не было опубликовано подобных названий на русском языке (по крайней мере, я их не обнаружил).

Таким образом, оставляю за собой термин Психоантропология (а также ПСИ-антропология), преимущественно в эзотерической части сайта.

Добро пожаловать на сайт!

Автор выражает благодарность за помощь в начале этого проекта: предоставленные материалы археологу Сладковой Любе, художнику Яновскому Олегу, художнику Соколовой Кристине, а также Валганову (см. ПУТЬ ДОЛЬМЕНА) за техническую поддержку.