8 (915) 876-2007 zatropa@rambler.ru

Метод Последовательный Катарсис

Последовательный Катарсис

психоантропологическая модель глубокого дыхания

Согласно этой модели, в интенсивном дыхании следует различать вдох и выдох.

Вдох — просто форсированный, интенсивный, «процессуальный» (выдох произвольный и расслабленный). При этом тело «заземлено», т.е. неподвижно. Форсирование вдоха отнюдь не означает напряжение при вдохе, — этот вдох напоминает спокойное надувание матраса. У каждого свои функциональные возможности легких, отсюда свой темп и глубина. Извесно, что при слишком быстром дыхании альвеолы легких просто не будут успеварь сильно распрямляться, а значит дыхание не будет являться сильным. Положение тела при этом дыхании максимально неподвижно, иначе теряется основа заземления. Позвоночник как бы «врастает» в землю.
С точки зрения культурной антропологии, основа тела состоит из двойственности стихий. «Нижняя» основа тела — это стихия земли, и этой стихии соответствует минерал. Растительная основа тела («вегетативная» в прямом смысле этого слова), — вода, «наслаивается» на его «минеральную» основу. «Животная» стихия огня не относится к телу, но «выше» формирует человеческую телесность, — животное передвигается по земле, а не врастает в землю.

Спустя 3-5 занятий (см. объяснение в эксперименте) акцент перемещается на выдох, — теперь выдох сознательный, целенаправленный, направленный на освобождения от «камня за пазухой» (здесь уже вдох свободный и непроизвольно глубокий). Переход с одного дыхания на другой определяет естественный ход катарсиса.
С точки зрения религиоведения, это соответствует 3-х дневному этапу перехода души после физической смерти, — в христианстве это этап поминовения души усопшего, в буддизме это приход в дом смерти — Бардо.

Каждый из этих двух катарсисов (катарсис — интенсивное очищение, — лат.) имеет общие закономерности и частные, только свои законы. Вкратце их перечислем.

1-ый катарсис — телесно-физический обуславливается:

  1. искусство вдоха (более подробно см. Искусство Вдоха);
  2. процессуальность — дыхание ради дыхания, но не ради чего-либо (тело «процессуально»);
  3. неподвижность этого процесса (заземления).

2-й катарсис — эмоционально-динамический обуславливается:

  1. искусство выдоха (более подробно см. Искусство Выдоха);
  2. целенаправленность (например, в стиле аффирмаций реберфинга);
  3. возможность телесных двигательных проявлений («отпустить» себя в движениях).

3-й катарсис — ментальный связан с фундаментальными темами, связывающими психологию, философию и метафизику, а также с фундаментальеными исследованиями, которые требуют смелых гипотез и нестардантного мышления. Это «Искусство Паузы — медитации», объединяющей и разделяющей вдох и выдох.
.

Как видно, в этой психоантропологической модели существует еще третий катарсис, о котором мы в данном разделе много не говорим, дабы не уходить далеко «наверх». Схема последовательного прохождения катарсисов (или схема «последовательного катарсиса») позволяет избежать «общего катарсиса», опасного своей непредсказуемостью общих результатов. Не каждый стабильный человек сможет сразу справиться с «общим катарсисом», тем более человек с невротическим уровнем психики. Это зависит от начального уровня понимания и осознания своих проблем «сверху» — от изначальной установки, от морально-волевых качеств, изначальному уровня самоактуализации и пр. В то же время, не каждый человек сможет получить положительные результаты от дыхания, где сразу предлагается акцент на выдохе и эмоциональном отреагировании. Более того, автоматичекий ход дыхания часто и «запускается» по эмоциональному пути, в силу определенной предрасположенности посещающих подобные методики. Это также зависит от общего состояния телесности человека, — насколько крепкая у него конституция тела, насколько этот человек ведом эмоциями по жизни, — болезненно ли реагирует на переживания или может управлять своими чувствами. Т.е., в такой работе важно учитывать «пропорции» ощущений, чувств и понимания. Многие люди во время психотерапевтических занятий склонны зацикливаться на своих эмоциях, особенно те, кто наработали подобные паттерны на других дыхательных моделях. Или же данное эмоциональное отреагирование может являться защитой от других — глубинных скрытых, более сильных эмоций и переживаний. В этих случаях психотерапевтическая польза может быть достигнута только в последовательной работе с привлечением как эмоций, так и телесных ощущений и понимания — мыслей. Иначе психотерапия со своей задачей не справится, и может еще больше дезинтегрировать человека.

В конечной итоге, это работа всех трех уровней.

Здесь нельзя все же забывать, что тело для души подобно фундаменту для дома, — чем прочнее этот фундамент, устойчивее будет и само это здание. Хотя, именно образ здания-души определяет конфигурацию и образ этого фундамента — тела.

Далее приводится обзор моментов, так или иначе иллюстрирующих правомерность данной дыхательной модели с точки зрения опыта существующих современных моделей дыхания. Можно говорить об относительной разработанности подходов к телесным ощущениям и эмоциональному отреагированию. Но можно увидеть и немало противоречий и путаницы при тщательном анализе места телесных ощущений и эмоционального фактора в этих подходах. Приведем результаты этого анализа в виде тезисов.

Тезисы по методикам дыхания

  1. Интегративный ребефинг: телесные ощущения не усиливаются сознательно (как это происходит в дыхании Грофа), а скорее даже избегаются, особенно то, что касается тетании. Гипервентиляция в этой методике также считается крайне нежелательной.
  2. Гроф: путь яркого эмоционального отреагирования приемлем, хотя и признается менее эффективным, чем путь дальнейшего нагнетания телесного напряжения (чего ребеферы просто избегают и предпочитают телесное расслабление).
  3. Свободное дыхание: телесные ощущения принимаются на первых занятиях, после чего они нивелируются, переходят в различные эмоции, а эмоции интегрируются в целостном опыте.
  4. Холлов: выражение эмоций не приводит к интеграции опыта и не устраняет внутренних проблем, а скорее происходит зацикливание на более примитивном отреагировании.
  5. Доулинг: культивирует осознание энергетических паттернов в теле (по Райху — «мышечных панцирей»), что влечет за собой осознавание чувств и эмоций, которые прячутся за этими телесными паттернами. Убирание одного такого слоя влечет за собой появление следующего. Связывает эмоции во время дыхания с верхней, или «ключичной» фазой дыхания (которое, по ее мнению, предпочтительнее, в отличие от Грофа), а телесные ощущения с нижним дыханием животом, но в целом, по Доулинг, и опыт телесный, и опыт эмоциональный суть различные проявления эмоций; внутренний мир эмоционален, но в процессе дыхания эмоции растворяются и направляются «в нужные места».
  6. Рудестам: описывает занятия, где лоуэновские способы вызывания тремора и напряжения в определенных частях тела «накладываются» на глубокое дыхание лежа при одновременном генерировании определенных эмоций, — это могут быть как травмирующие воспоминания из жизни, так и афирмации.
  7. Сафонов, Митяев, Полунин: указывается на различие двух типов дыхания — успокаивающее и возбуждающее, причем проводятся параллели, что при удлинении вдоха возникает возбужденное состояние организма, а при удлинении выдоха, наоборот, отмечается успокаивающее воздействие.

Логика анализа заставляет нас также проанализировать и соотношение вдоха и выдоха при глубоком дыхании. Анализ вышеприведенных источников показал следующее.

  • Клиника дыхательной недостаточности: в основном используется режим пассивации выдоха и активизации вдоха, где среди главных целей — рационализация фаз дыхательного цикла.
  • Ребефинг: во всех источниках указывается на успокоение выдоха при различном отношении к вдоху.
  • Гроф: в раннем варианте предлагает дыхание с форсированным вдохом и спокойным выдохом, в более позднем варианте — дыхание учащенное и более глубокое, чем обычно с полной концентрацией и осознанием внутреннего процесса. Предлагает два способа: первый способ можно назватьизометрическим и он аналогичен спортивным тренировкам по поднятию тяжестей, где мускулы постоянно меняют длину; второй способизотонический и он подобен боксу, где мускулы поддерживаются в постоянном тонусе. Указывается, что второй способ более нов и эффективен в психотерапии. В этом случае дышащий поддерживает длительное напряжение мускул с помощью продолжительной гипервентиляции, не переводя его в эмоции.
  • Веховский: выделил четыре паттерна дыхания и, соответственно, четыре ключевых проблемы этих паттернов и четыре способа решения этих проблем с помощью активации дыхательных циклов. Обретение своего дыхания и постепенное углубление вдоха и выдоха — необходимое условие тактильной стадии отношений матери и ребенка (или стадии рождения). Вторая стадия — оральная — требует правильного отношения со своими потребностями. Это вдох, который связан с ощущениями в теле и телесной «энергетикой», центрированной в животе. Выдох соответствует следующей стадии психоаналитического рассмотрения — анальной и определяет эмоции, сопровождающие движения, голос, взгляд. Это проблема «отдать». И, наконец, паттерн «встреча и коммуникация», соответствующий генитальной стадии, требует интеграции всех трех вышеназванных.

Библиография

  1. Бегг Д. Практика Ребефинга. — М, 2001.- 176 с.
  2. Гроф С., Уилбер К., Веховски А., Тарт Ч. Практика холотропного дыхания. Трансперсональная психотерапия. — М., 2000. — 212 с.
  3. Доулинг К. Введение в ребефинг. Психотехнологии работы с дыханием. — М. 2001. — 168 с.
  4. Зильбер А.П. Респираторная терапия в повседневной практике. — Т., -1986. — 399 с.
  5. Зильбер А.П. Дыхательная недостаточность. (Руководство для врачей). — М., 1989. — 512 с.
  6. Контексты и подтексты Свободного Дыхания [Свод: Переводы. Творчество. Исследования. Вып. 1] / Под ред. М.В. Молоканова. — М., 1994. — 112 с.
  7. Леонард Д., Лаут Ф. Ребефинг. Техника дыхательных трансов для психотерапии и самосовершенствования. — М., 2000. — 180 с.
  8. Леонард Д., Лаут Ф. Ребефинг или как познать и использовать всю полноту жизни. — СПб., 1993. — 168 с.
  9. Ван Лисбет А. Пранаяма. Путь к тайнам Йоги. — К., 2000. — 256 с.
  10. Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом (Биоэнергетика). — СПб., 2000. — 272 с.
  11. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача. — СПб., 1994.
  12. Макаров В.В. Психотерапия в Российской Федерации // Профессиональная психотерапевтическая газета. — 2002. — № 3(4). — Авг. — С. 1-11.
  13. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. — М., 1999. — 464 с.
  14. Рей С. Ребефинг и афирмации любви. — М., 2001. — 104 с.
  15. Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб., 1999. — 384 с.
  16. Сайссон К.П. Экстаз дыхания. Практика ребефинга. Методические рекомендации изучающим ребефинг. — М, 1999.- 156 с.
  17. Сафонов В.А., Митяев В.И., Полунин И.Н. Дыхание?!? — М., 2000. — 254с.
  18. Свободное тело / Редактор-составитель Баскаков В.Ю. — М., 2001. — 224 с.
  19. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб., 1996. — 349 с.
  20. Телесность человека: междисциплинарные исследования / Ответственные редакторы Николаева В.В., Тищенко П.Д. — М., 1993. — 166 с.
  21. Тхостов А.Ш. Психология телесности. — М., 2002. — 287 с.
  22. Холов А.Д. Ребефинг: практическое руководство. — М., 2001. — 272с.
  23. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Редактор-составитель Баскаков В. Ю. — М., 2000. — 165 с.
И. Лютый