8 (915) 876-2007 maroz@golotrop.ru

Катарсис в телесно-ориентированной психологии

Вильгельм Райх, основоположник направления в психологии телесности, называемого как телесно-ориентированная терапия существенно обогатил психоанализ своей «характерной аналитической вегетотерапией», где вместо анализа симптомов по Фрейду (по Райху, язык может служить защитой от лечения) предложил мобилизацию чувств через форсированное дыхание и другие телесные техники. Райх рассматривал свободную эмоциональную экспрессию как синоним космической оргонной энергии («эмоция» означает буквально — «выдвижение вперед») и отсюда целью своей терапии. «В основном эмоция представляет собой экспрессивно-пластическое движение» (Райх, с. 297-306).

Для освобождения эмоций вызывался дыхательный катарсис. Целью такой терапии для Райха было развитие способности быть спонтанным и непроизвольным во время глубокого дыхания с целью дальнейшего развития спонтанности в жизни. Райх рассматривал почти как синонимы энергетику человека и его сексуальность, особенно в начале своих исследований (в дальнейшем он предпочел сексуальности мистические силы Природы и Космоса). Он также пришел к выводу, что физический панцирь и психический панцирь суть одно и то же (впрочем, как и интеллектуальный). Одно из известных упражнений Райха, использующих глубокое дыхание, было «рефлекс-оргазм». Чередуя статические позы дыхания с динамическими, а также воздействуя на дышащего путем надавливаний, телесного сопротивления и ограничения, Райх вызывал самые разнообразный опыт — телесный, эмоциональный и ментальный, но больший акцент выставлялся на снятии «мышечных панцирей» — особой энергетической структуры, необходимой для поддержании баланса между свободной сексуальной энергией человека и ее сдерживанием, или словами самого Райха, — на «предотвращение оргазмического рефлекса» (Там же).

Ученик Райха Александр Лоуэн (14) развил идеи своего наставника, лимитировав при этом фактор сексуальности. Лоуэн говорил о скрытых силах самовыражения и творчества, которые выражаются в блоках и напряжениях, введя при этом «принцип реальности» — понятие заземление. Мышечное напряжение, таким образом, скрывает выражение потока чувств в человеке. Глубокое дыхание призвано снимать телесные ощущения зажатости и переводить их в разряд свободного потока эмоций. Лоуэн обогатил арсенал дыхательных упражнений Райха за счет упражнений, связанных с ощущениями вибраций. Это упражнения, используя которые, человек глубоко дышит и одновременно сознательными усилиями вызывает напряжения и вибрации сначала в конечностях своего тела, а затем внутри, при этом и позы существенно отличаются от райхиановских, — они более динамичные (и вертикальные) и требуют больше самостоятельной работы.

Методологически, Лоуэн шел от дыхания и произвольных вибраций к чувствам, в то время как Райх — от дыхания к непроизвольным вибрациям и чувствам. При этом Лоуэн делал начальный упор на напряжении, а Райх на расслаблении. Т.е., Лоуэн предпочел вибрации задавать искусственно самим дышащим. Тем самым, его подход стал напоминать традиционные восточные дыхательные методики, направленные на активизацию и управление телесными потоками (например, «заземление» по Лоуэну имеет свои аналоги в восточных техниках). Но, в отличие от Востока, Лоуэна (как и Райха) больше интересовал фактор эмоциональный, а не фактор вибраций в теле. Обращает внимание, что подобные процедуры требуют годы психологической работы, что в духе как психоанализа, так и восточных методик.

Некоторые современные мастера телесной психотерапии используют методики глубокого дыхания, являющиеся оригинальным совмещением ребефинга (о котором речь будет идти ниже) и телесно-ориентированной терапией. Например, в своем руководстве по групповой психотерапии Рудестам (21) описывает занятия, где лоуэновские способы вызывания тремора и напряжения в определенных частях тела «накладываются» на глубокое дыхание лежа при одновременном генерировании определенных эмоций, — это могут быть как травмирующие воспоминания из жизни, так и афирмации (см. также ниже).

Анреас Веховский, опираясь на идеи биосинтеза, выделил четыре паттерна дыхания и, соответственно, четыре ключевых проблемы этих паттернов и четыре способа решения этих проблем с помощью активации дыхательных циклов (см.: 4, 24). Обретение своего дыхания и постепенное углубление вдоха и выдоха — необходимое условие тактильной стадии отношений матери и ребенка (или стадии рождения). Проблемы этой стадии требуют общего осознания и дальнейшее углубление дыхания. Главная задача — почувствовать «дыхание жизни». Вторая стадия — оральная — требует правильного отношения со своими потребностями. Это проблема «взять», выражающаяся в дыхании и сосании, причем дыхание здесь выражено вдохом. Это вопросы накопления энергии, которые в случае проблемы — отсутствия полноценного вдоха требуют его форсирования и тем самым установления заново. Неполноценный вдох приводит к недостаточному контакту со своим телом, слабым ощущениям — к слабой энергетике. Энергия форсированного вдоха устремляется к солнечному сплетению (где на Востоке и помещают энергетический центр) для того, чтобы вызвать интенсивные ощущения в теле. Следующая проблема дыхания формируется соответственно на анальной стадии. Это проблема «отдать», где непосредственно испытывает трудности выдох. Процедура катарсического выдоха активно задействует эмоции, а также различные движения, голос, взгляд. Указывается, что для достижении более убедительной экспрессии выдоха лучше проводить эту процедуру стоя. И, наконец, паттерн «встреча и коммуникация», соответствующий генитальной стадии, требует интеграции всех трех вышеназванных. Это еще более тонкое осознания дыхания, чем раньше и, поэтому, проблемы этой стадии скорее не требуют катарсического дыхания и являются предметом более глубокого рассмотрения дыхания как явления психики.

Телесно-ориентированная психология и психотерапия сложилась на волне психоаналитических поисков и имеет свое продолжение в трансперсональной психологии и психотерапии, которые также освещаются на сайте (см. далее).

Примечания: в данной работе понятия «телесно-ориентированная терапия» и «психология», а также «телесная психотерапия» взаимо подменяются в силу исторически сложившейся терминологии; дополнения по этой теме см. также «Искусство Вдоха».

Литература

Гроф С., Уилбер К., Веховски А., Тарт Ч. Практика холотропного дыхания. Трансперсональная психотерапия. — М., 2000. — 212 с.

Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом (Биоэнергетика). — СПб., 2000. — 272 с.

Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. — М., 1999. — 464 с.

Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб., 1999. — 384 с.

Свободное тело / Редактор-составитель Баскаков В.Ю. — М., 2001. — 224 с.

Телесность человека: междисциплинарные исследования / Ответственные редакторы Николаева В.В., Тищенко П.Д. — М., 1993. — 166 с.

Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Редактор-составитель Баскаков В. Ю. — М., 2000. — 165 с.

И. Лютый, 2002 г.