8 (915) 876-2007 zatropa@rambler.ru

Эсперимент


В этой работе кратко освещаются схема, основные принципы проведения и выводы эксперимента, проводимого в рамках психологии глубокого дыхания на основе тренинга «Дыхание — работа Духа», проводимого в Зеленограде и других городах (см. о таком тренинге).
Исследуемые извлекались из различных групп дышащих, количеством участников от 8-ми до 28-ми. В итоге, исследования проводилось на группе 40 испытуемых основного эксперимента и 13+11 двух контрольных экспериментов.

Параметры эксперимента

  • Объект — участники психологического тренинга, использующие методики глубокого дыхания.
  • Предмет — отношения эмоционально-динамической и телесно-физической составляющих (или компонент) опыта глубокого дыхания у участников психологического тренинга.
  • Цель — получение единого представления о процессе глубокого дыхания у участников психологического тренинга в контексте телесно-физической и эмоционально-динамической компонент этого опыта. Рассматривается опыт протекания процесса глубокого дыхания у участников психологического тренинга в течение нескольких дней последовательно.
  • Теоретические задачи: изучение и анализ литературы по теме;
    изучение закономерностей протекания телесно-физического и эмоционально-динамического опыта глубокого дыхания у участников психологического тренинга;
    изучение влияния инструкций руководителя тренинга по глубокому дыханию на протекание телесно-физического и эмоционально-динамического опыта;
    изучение влияние времени на опыт у участников психологического тренинга по глубокому дыханию;
    получение выводов настоящего исследования, а также постановка возможных целей и задач для будущих исследований.
  • Практические задачи: проведение эмпирического исследования закономерностей протекания телесно-физического и эмоционально-динамического опыта у участников психологического тренинга; создание возможной обобщенной модели тренинга по глубокому дыханию с последующей ее эмпирической проверкой.
  • Гипотеза: интрацептивный опыт, получаемый при проведении метода глубокого дыхания в психологических целях можно структурировать и последовательно описать в терминах эмоций и телесных переживаний.

Принципы проведения

В силу неоднозначности и многоплановости самого понятия «дыхание», стратегия проведения эксперимента по глубокому дыханию создавалась в несколько этапов.

Исходная стратегия формирования эксперимента:

  1. необходимо пожертвовать архаичными ритуалами и придать методике «современный» научный вид со свойственными ему ритуалами;
  2. необходимо максимум нивелировать внешние воздействия на дышащего, прежде всего его внешние телесные проявления, — для этого будет наиболее подходящей поза с ограниченными возможностями движения, т.е. лежа;
  3. во время самого дыхания необходимо максимально ограничить дышащего в теоретических конструктах, тем самым снизить роль полезависимости, концептуального мышления и излишнюю фиксацию на усвоенных перцептивных зондах.

Стратегия соответствия испытуемых средней выборке (внешняя валидность):

  1. Исследовались те участники, которые присутствовали первый раз на подобных занятиях, а также те, кто ранее посетил не больше нескольких занятий, которые не могут составить полноценной завершенной работы. Критерий такой «незавершенности работы» мы извлекали из свободного опросника, где участник сообщал свое субъективное мнение об отсутствии у него серьезных изменений в плане личностного роста, самоактуализации, а также отношений с близкими и решений насущных психологических проблемных вопросов.
  2. Исследовались только те испытуемые, кто посетил несколько подобных занятий, не завершающих курс, не менее шести месяцев назад. (Следует отметить, что такое расширение диапазона испытуемых вынужденное из-за явления существования категории людей, часто посещающие различные психологические тренинг. С этой точки зрения, популяционная валидность у нас, по-видимому, слабо обслуживается в силу специфики посещающих такие тренинги, что, впрочем, может разрешиться будущими исследованиями).
  3. Также мы старались исключить из исследования ярких демонстративных участников, поскольку, как показывает практика проведения психологических тренингов, присутствия участников с яркими истероидными чертами почти не избежать. (Это явление, возможно, также требует отдельных интересных исследований). Другие, сразу бросающиеся типы акцентированных характеров (например, с элементами аутизма — шизоидные, или депрессивные) нами также не рассматривались.
  4. Возраст исследуемых участников мы определили — 20-40 лет, поскольку, как указывалось выше, юные участники склонны излишне рефлексировать эмоциональные состояния, а наиболее пожилые больше говорят о телесных проявлениях . (Хотя, как показало наше исследование, у молодежи 14-20 лет как раз больше возникает сильных спазмов в кистях рук и на лице сразу же в первый день дыхательного тренинга, возможно, в силу присутствия эффекта торможения своих эмоций в глазах незнакомых взрослых — участников тренинга. Здесь можно говорить о «подростковой реакции», хотя 18-20-ти летнего молодого человека к подросткам причислять уже не принято).
  5. Мы исключили из нашего рассмотрения также участников, недавно перенесших соматические заболевания, а также страдающих хроническими заболеваниями (это также выявлялось с помощью опросника).
  6. Наше стремление исследовать примерно равное количество мужчин и женщин увенчалось относительным успехом (почти всегда на тренингах был сильный перевес в пользу женщин), в итоге получалось в лучшем случае примерно 60% исследуемых женщин и 40% исследуемых мужчин.

Стратегия соответствия идеальному эксперименту (внутренняя валидность):

Эксперимент состоял из 2-х этапов — основной и дополнительный (контрольный).

  1. В основном эксперименте учитывалось явление переноса опыта дыхания одних участников на других. Чтобы его избежать, участникам давались указания перед дыханием как можно меньше делиться друг с другом ранее пережитым опытом. После же дыхания нами сообщалось, что переживаемый опыт многообразен и что «следует принимать свой опыт так, как он пришел, не ожидая всякий раз изменений и не сопротивляясь им».
  2. Перед первым занятием испытуемым давалась простая инструкция глубоко дышать. Также им сообщалось, что для того, чтобы не отвлекаться, дыхание будет сопровождать интенсивная музыка. Кроме этого, участникам сообщалось, что опыт глубокого дыхания непредсказуем, индивидуален и различен.
  3. Такой опыт можно поделить на переживания, описываемые обычно в терминах эмоциональности (интенсивность эмоций, эмоциональная лабильность — т. е. стабильность или нестабильность, окраска эмоций и пр.) и/или в терминах физических переживаний (интенсивность, телесная модальность — т. е. где были ощущения, положительная или отрицательная окраска и пр.).
  4. Также сообщалось, что такой опыт можно рассматривать как своеобразный катарсис, т.е. очищение , а также о том, что о них будут заботиться в процессе занятия и что у них будет возможность хорошо отдохнуть после дыхания.
  5. В дополнительном эксперименте проводилось два исследования, в одном из которых инструкции искусственно усиляли телесно-физическую компоненту, а в другом — эмоционально-динамическую. Таким образом, методом «от противного» мы доказывали правомерность инструкций основного эксперимента. (Начинать такой тренинг в других координатах (ментальных, духовных и т.п.) или вообще без инструкций трудно (да и не всегда психологично), т. к. речь идет о дыхании, а это имеет явную физиологическую окраску, связанную с функциональной системой дыхания. Люди просто требуют какой-то вводной лекции — хотя бы самой простой. В индивидуальном варианте дыхание без инструкций нередко и случается, но результаты качественно не изменяются).

Стратегия проведения (операционная валидность):

Наше исследование носило пилотажный характер с некоторыми оговорками.

  1. Во-первых, мы рассматривали психологические группы глубоко дышащих людей и занимались интересующими нас закономерностями, соответствующие целям и задачам исследования в течение 10 дней, в то время как эффекты глубокого дыхания могут продолжаться и значительно большее время. Т.е., наше исследование можно назвать: «Изучение краткосрочных и средних по продолжительности эффектов глубокого дыхания…».
  2. Во-вторых, 10-ти дневные тренинги проходили не ежедневно, а могли задействовать реальных от 5 до 9 занятий, в то время как фиксирование опыта шло каждодневно. Другими словами, фиксировался опыт и в те дни, когда человек занятия не посещал.
  3. В-третьих, мы пренебрегли дифференцируемым рассмотрением мужской и женской выборки дышащих, в то время как, исходя из наших наблюдений, женский опыт дыхания более эмоционален, а мужской более телесен, хотя и эта разница несущественна, а скорее больше определяется другими переменными (на наш взгляд, определяющим фактором здесь является конституция тела).
  4. Тем не менее, нашу задачу существенно упрощал, а вышеуказанную 2-ую оговорку значимо устранял тот факт, что мы снимали не абсолютные показатели параметров тела и эмоций, а их относительные, причем субъективные для испытуемого пропорции. Для фиксирования этой пропорции была использован очень простой и эффективный на наш взгляд опросник, фиксирующий данные отношения.
  5. Данные фиксировались руководителем занятий письменно после каждого занятия по результатам устного опроса участников и по данным наблюдения самого руководителя. Письменный опросник мог предлагаться и самому участнику после каждого занятия или же после нескольких или всех занятий. Но в этом случае было отмечено явление несоответствия устного отчета участника о своем процессе и его письменного отчета. Письменный отчет может иметь место, но он приходится на фазу отдыха (дыхательные процедуры требуют длительной фазы отдыха — до 3-х часов и может быть более — до утра следующего дня, — это релаксация, спокойное времопровождение, чаепитие и пр.), что сопровождается нежеланием, леностью и формальным подходом участников «быстрее отписаться», поэтому его стоит корректировать (нередко по просьбе самого участника) устным опросом. Т.е., участники не всегда были морально готовы письменно отчитываться о своем процессе дыхания, в то время как по поводу устного отчета даже проявляли излишнюю инициативу (особенно если речь шла об эмоционально-динамическом опыте). Наиболее объективными, на наш взгляд были так называемые «отстроченные отчеты» участников обо всех 10 днях своего участия в тренинге спустя несколько дней после его окончания, поскольку эти данные наиболее совпадают с наблюдением руководителя занятий и далее не изменяются в отчетах самих участников. Так или иначе, устный явился самодостаточным, а причина некоторых несоответствий может быть понятна из более длительных исследований. (На наш взгляд, причина кроется в наличии третьего опыта, не физического и эмоционального, — более тонкого. Это ментальный опыт — мотивационно-волевая сфера, сфера смыслообразования, самоактуализации и пр.).

Выводы по эксперименту

  1. Протекание опыта 10-ти дневного психологического тренинга по глубокому дыханию можно последовательно описать в терминах телесно-физической и эмоционально-динамической составляющих.
  2. Такой опыт начинается с телесно-физической составляющей и заканчивается эмоционально-динамической составляющей.
    На диаграмме изображен ход опыта 40 участников в течение 10 дней. Каждая кривая опыта соответствует опыту одного участника, самая жирная кривая — средне-арифметическая составляющая. Верхняя горизонтальная область изображения соответствует 100% эмоционально-динамическому опыту, а нижняя — 100% телесно-физическому.

    диаграмма опыта дыхания 40 чел.
  3. Во 2-й день наблюдается доминирование телесно-физических компонент над эмоционально-динамическими, что не проявляется столь явно в первый день. Это явление можно объяснить тем, что в 1-й день многие участники испытывают в большей степени «фоновые» переживания, — те, с которыми они пришли. Как правило, «фоновый» эмоциональный опыт может присутствовать не столько в первый день, сколько в первую половину этого дня. (С точки зрения Тхостова, речь идет о так называемых «ядерных базальных конструктах», позволяющих субъекту начинать работу с незнакомым объектом интрацепции. Для субъекта эта деятельность проходит в эмоционально-оценочных координатах. Эта первичная категоризация интрацептивного ощущения объясняется тем, что субъекту важно оценить значимость пользы для себя, степень опасности и прочие субъективные примитивные (но наиболее жизненные с эволюционной точки зрения) моменты телесного восприятия. Это этап «первовидения» перцепта. Эта фаза чаще всего очень кратковременна и отсюда почти не поддается рефлексии. Далее наступает этап перехода на другую систему координат — отнесение стимула к социально одобряемому или нет. При «одобряемости» восприятие стимула идет по стандартному («объективному») пути. В случае отсутствия социальных коррелятов данного стимула, или же наличия неодобряемого отношения повышаются пороги восприятия, и восприятие стимула может менять свою модальность самым непредсказуемым способом, в зависимости от уровня рефлексии субъекта. Все неозначенные в конечном итоге ощущения признаются сверхъестественными. Тхостов объясняет появление эмоционально-оценочной компоненты перед другими уровнями опыта в контексте существования смысла перед значением: смысл, рождаясь из самой жизни, становится доступным лишь через систему значений. Смысл эмоции — означить начало появления болезни или выздоровления).
  4. Переход с телесно-физической на эмоционально-динамическую компоненту носит качественный скачкообразный характер.
  5. Индивидуальные разбросы протекания опыта имеют место, но носят количественный характер, не изменяя тем самым принципиально сам феномен перехода.
  6. Качественный скачек имеет место в диапазоне 3-5 дней, что может позволить модулировать подобную психологическую групповую деятельность.
    На диаграмме зеленая кривая отражает телесно-физическую тенденцию опыта, красная кривая отражает эмоционально-динамическую тенденцию, и синяя — среднюю. По вертикали — колличество участников — 40 человек основного эксперимента. По горизонтале — 10 дней.

    диаграмма распределения типов дыхания
  7. Влияние инструкций руководителя носит количественный характер и, хотя также не меняет существенно картину глубокого дыхания, может упорядочить эту картину, сделав тем самым прохождение тренинга более эффективным. Можно смодулировать тренинг, где инструкции руководителя будут усилять качественный переход опыта, например, сначала будут носить телесно-ориентированный характер, затем (через 3-5 дней) давать акцент на эмоции. Впрочем, именно это мы по частям и применили в дополнительных экспериментах. Данное положение особенно уместно в группах участником, имеющих проблемы невротического и психосоматического плана, а также в случае акцентированных характеров, поскольку «спонтанный» ход дыхательного тренинга для этих людей, как сообщают многие исследователи, опасен своей непредсказуемостью текущих результатов тренинга. Скорее всего, в случае такой «спонтанности» эффективность полностью определяется личностными характеристиками ведущего и зависит напрямую от его интуитивных качеств.
    На диаграмме для сравнения изображены только средне-аррифметические составляющие опыта дыхания в основной группе 40 человек и в двух контрольных 11 и 13 человек.

    диаграмма сравнения дыхания в группах
  8. На рубеже 8-10 дней общий ход обоих типов опыта минимизируется, что можно объяснить эффектом истощения (что также не исключает доминирование иного опыта). Вообще, любая психологическая тренинговая работа, как правило, идет не больше 10 дней.

В свете вышесказанного, нам представляется необходимым и возможным обозначить рубежи будущих интересных и плодотворных исследований. Явление существования вышеуказанного перехода опыта можно принять как эмпирический факт, данность, что можно сравнить с такими явлениями как возрастные кризисы в возрастной психологии, а также фундаментальными энергетическими уровнями в квантовой физике. Немало подобных явлений присутствует и в других науках. Из анализа вышеупомянутой литературы по нашей теме можно также предположить, что представляется очень интересным и перспективным изучение более длительных по протяженности сроков прохождения психологических интенсивных тренингов (от 10 дней до 2-х месяцев и более), где не исключено введение дополнительных необходимых переменных опыта.

Далее предлагается модель тренинга по дыханию, учитывающая выводы по проведенному эксперименту, а также иллюстрация выводов — некоторыеграфики, иллюстрирующие вышесказанное.

переход на Последовательный Катарсис

И. Лютый, февраль 2003