8 (915) 876-2007 maroz@golotrop.ru

Ребефинг

 

Ребефинг (реберфинг) по сравнению с дыханием Грофа (см. Холотропное Дыхание) не претендует на весь спектр человеческого опыта. И в теории ребефинга нет столь разработанной картографии психики, как в голотропном дыхании.

Можно сказать, что ребефинг и менее научен, хотя в последнее время наблюдается тенденция слияния этих двух моделей дыхания, проявляющееся в самых разнообразных формах, — от простой подмены названий до сложной интеграции, приводящей к образованию новых методик дыхания. Если же говорить о ребефинге в узком смысле, то эта техника дыхания в большей степени акцентирована на достижение конкретного личностного результата. Если у Грофа основная инструкция дыхания сводится к тому, чтобы следовать за процессом отреагирования: позволить телу высвободить стресс, пройдя через все переживания спонтанно и с полным осознанием происходящего, принимая все как приходит, то в ребефинге основная идея — «мысль материальна», или «мысль творит действительность».

Класический ребефинг и вайвейшн

Основоположник ребефинга Леонард Орр рассматривал свою дыхательную технику как часть более широкой и философски глубокой системы, названной им «Йога вечной жизни». Поэтому, его подход к дыханию отчасти метафизичен и строится на «энергетическом» принципе — вдыхание и высвобождении энергии. Например, процесс повторного переживания рождения (собственно, «rebirthing«) у Орра имеет несколько символическую окраску, чем у Грофа. Если на дыхании по Грофу такое «перерождение» или отдельные его элементы просто могут спонтанно фиксироваться у дышащего, то у Орра они модулируются и заранее задаются. Работа по Орру (и не только дыхание) строится на использовании афирмаций — глубинных утверждений, т.е. определенных положительных высказываний, трансформирующих желаемое в убеждение (и далее в действительность).

Ученица и сподвижница Орра Сандра Рэй, тщательно разработав этот подход с Бобом Менделом, создала свою психотехнологию «Тренинг Любящих Взаимоотношений» с использованием так называемого «связного дыхания» (углубленное дыхание без пауз между вдохом и выдохом и между выдохом и вдохом), а также элементами коммуникативных тренингов и использовании афирмаций. В методике по Рей прорабатываются афирмации любви, удовольствия, телесных ощущений, интимной жизни и пр. Таким образом, дыхание по Орру дает больший акцент не на телесные (и эмоциональные) приоритеты, а на ментальные, которые в данной статье нами не рассматриваются в силу достаточной освещенности данной темы.

Проблема взаимоотношений эмоционального опыта и опыта физического в большей степени раскрыта у других последователей Орра — создателей так называемого «интегративного реберфинга» (ИР), или техники «вайвейшн« Джима Леонарда и Фила Лаута. Авторы систематизировали и теоретизировали ребефинг, введя новые термины и соотношения, например, пять элементов ребефинга, где циркулярное (или связное) дыхание является первым элементом. Основной лейтмотив ИР, согласно авторам: «…можно с полным основанием сказать, что он использует разум, чтобы коснуться тела» (тотальное внимание — второй элемент ИР) (Ленард, Лаут, 2000, — с.3). Отвергнув понятие «освобождение«, было введено понятие «интеграция» опыта. Интеграция, согласно ИР, устраняет всякую неоднозначность во время дыхания, излишнюю мистификацию и ненужную «философию». Интеграция, путем активации различных эмоциональных и телесных переживаний призвана устранять двойственность отношения к переживаемому опыту, порождая наслаждение и определенные моральные принципы: «…проинтегрировать — значит прекратить действовать неправильно. (…) Наши возможности дисциплины и морали — это два наших великих благодетеля» (Там же, 27-28).

В рамках проводимой в 1992 году Третьей Международной Конференции МАСД (Международная Ассоциация Свободного Дыхания) изучалась связь некоторых биографических факторов с личными особенностями инструкторов, регистрируемых с помощью 16-PF. Было установлено, что у инструкторов ИР самая высокая сила суперэго по сравнению с инструкторами других дыхательных методик. (Молоканов, 1994, — с. 49-52). Согласно этому исследованию, ИР ограничивает свободу от социальных и моральных норм и условностей в большей мере, чем другие дыхательные методики.

Тема эмоционально-динамического и телесно-физического фактора представлена в ИР несколько неожиданным образом. Авторами этой методики эмоции рассматриваются как результат сопротивления чему-либо. То есть эмоциональный фактор в ИР принимается только в «негативном» контексте, — он является мишенью проработки. Цель ИР — порождение состояния счастья, которое ИР не считает эмоцией (полная релаксация — третий элемент ИР). Эмоции активируются в ИР и интегрируются в блаженство (интеграция в радости — четвертый элемент ИР). То же касается и телесных ощущений. Но они не усиливаются сознательно, как это происходит в дыхании Грофа, а скорее даже избегаются, особенно то, что касается тетании. Гипервентиляция в ИР также считается крайненежелательной. По мнению авторов ИР, 90 % дышащих испытывают тетанию в той или иной степени. Причина этого, — развития «паттерна контроля», — «…т.е. они воображают, что могут контролировать то, что предохраняет иллюзию от разрушения. (…) Тетания — это результат сопротивления разочарованию» (Ленард, Лаут, 2000, с. 40-41). Механически это выражается, кроме самой гипервентиляции, в контроле и форсировании выдоха, что можно избежать, если выдох не контролировать. Снятие контроля выдоха (при всем многообразии способов контроля вдоха) обеспечивается пятым элементом ИР — полным доверием к процессу.

Ребефинг, в силу большей доступности техники (и абстрактности названия) имеет массу «продолжений».

Свободное Дыхание

Свободное дыхание (СД) — отечественная модель, вышедшая из ребефинга, хотя голотропное дыхание также относят к стилям СД.
Здесь сохраняется прежнее отношение к выдоху, и в связи с этим отчасти и к телесным ощущениям тетании и пр. СД не стремится к кульминации напряжений в теле, но и не уходит активно от них, предлагая найти способ заменить телесную скованность на эмоцию, например, печаль. Так, что касается эмоционального опыта, то СД принимает и его, как впрочем и ментальный опыт, но в каждом отдельном случае акцент делается на чем-то одном. СД также и не стремится к блаженству, вводя принцип «гибкости контекста» вместо принципа «интеграции в радости» ИР (другие принципы ИР сохранены). Интеграция по СД — вскрыть конфликт и перевести его в осознание, не обманывая себя иллюзией самодостаточности: «Интеграция — это присоединение части к целому с целью согласования всех частей» (Молоканов, 1994, — с. 13). СД стремится к тому, чтобы любые эмоции сделать достоянием действительности (возможно, это проявление русского менталитета). Телесные ощущения принимаются на первых занятиях, после чего они нивелируются, переходят в различные эмоции, а эмоции интегрируются в целостном опыте.

Тренеры СД считают, что ребефинг вышел из депрессивных качеств самого Орра, — это скрытый всепоглощающий страх смерти, приводящий его не раз к суицидальным мыслям. Отсюда и основная стратегия всех видов ребефинга, в отличие от голотропного дыхания — «адаптировать» эти депрессивные настроения в сфере практической жизни, — сделать их тем самым не депрессивными на субъективном уровне их восприятия.

Целостный опыт состоит из набора 3-х начальных опытов, наличие которых рассматриваются СД необходимым для нормального функционирования психики. Но у обычного человека они в дисбалансе. Отсюда и жизненные проблемы. Правда, возможна так называемая «спонтанная интеграция» во снах, в «озарениях» и пр. Задача СД — сознательно интегрировать телесный, эмоциональный и ментальный опыт.

В отличие от Грофа, СД не стремится довести общее напряжение отдельной дыхательной сессии до конца. Здесь речь идет о 16 занятиях 1-2 раза (и больше) в неделю, т.е. реально о 2-х месяцах психологической работы. Это сроки успешной интеграции, которые обоснованы экспериментальными исследованиями в рамка МАСД в терминах устойчивых личностных изменений благодаря методики СД. К таким изменениям относится, прежде всего, повышение уровня самоактуализации и улучшение психологического здоровья клиентов в целом (Там же, с. 32-52).

Другие модели глубокого дыхания

Как уже было сказано, в настоящее время наблюдается существование многообразия «дочерних» методик ребефинга и голотропного дыхания, их мультимодальность. Давайте осветим некоторые из них, в дополнение к предыдущим.

Обращает внимание общая тенденция почти всех методик по отношению к оптимальному количеству времени и занятий подобными методиками. Гроф ссылается на длительную многомесячную работу для получения стабильных результатов дыхания, при этом каждый процесс должен быть относительно завершен. Специалисты по свободному дыханию рекомендуют 16 занятий для закрепления возросшей самоактуализации и других личностных качеств. В руководстве по ребефингу Холова (Холов, 2001) мы обнаруживаем 10 занятий (это минимальное количество), причем указывается, что первое занятие — это своеобразное знакомство с ребефингом и первое знакомство «со своими составляющими»; первые пять сеансов необходимы для прохождения опыта столбняка, подавленной анестезии, драматических эмоций и других странных и по своему «прекрасных» ощущений. Последние пять сеансов дают более глубокий и тонкий опыт, где каждая последующая интеграция будет проходить легче и естественнее. В итоге, как указывается, «каждый может стать компетентным в получении своих собственных результатов» (Там же, с.102). УДоулинг (Доулинг, 2001) говорится, что количество необходимых сеансов, может быть и меньше десяти, и больше, также варьируется и интервал, но оптимальный интервал, по ее мнению — одно занятие в 2-3 недели. Сайссон (Сайссон, 1999) также говорит, что после двух сессий рождаются приятные ощущения контролируемости протекающих по телу энергий, после чего процесс становится все легче и вместе с тем более ответственнее для дышащего .

Холов различает проявления эмоций; он говорит, что сам по себе этот феномен не есть глубокие чувства, следующие параллельно с расслаблением (второй принцип ребефинга). По его мнению, такое выражение поверхностной эмоциональности может сопровождать удержание подавленных более глубоких эмоций, т.е. мешать интеграции и тем самым порождать нежелательные драматические результаты. Хотя Сайссон указывает, что в первые годы своего возникновения ребефинг использовал драматизацию, от которой впоследствии отказались в пользу мягкости; считается, что выражение эмоций не приводит к интеграции и не устраняет подавления. У Грофа же такой путь яркого эмоционального отреагирования приемлем, хотя и признается менее эффективным, чем путь дальнейшего нагнетания напряжения в теле (чего ребеферы просто избегают и предпочитают телесное расслабление).

Доулинг указывает, что внутренний мир эмоционален, но в процессе дыхания эмоции растворяются и направляются «в нужные места». Осознание энергетических паттернов в теле (по Райху — «мышечных панцирей») влечет за собой осознавание чувств и эмоций, которые прячутся за этими паттернами. Убирание одного такого слоя влечет за собой появление следующего. Доулинг различает такие чувства, как радость, спокойствие и удовлетворение как на уровне тела, так и на уровне эмоций. Она предлагает принцип «принятия всего как части процесса» (вместо «интеграции в радости») и связывает эмоции во время дыхания с верхней, или «ключичной» фазой дыхания (которое, по ее мнению, предпочтительнее), а телесные ощущения с нижним дыханием животом, но в целом, по Доулинг, и опыт телесный, и опыт эмоциональный суть различные проявления эмоций. «Энергетическими паттернами» некоторые авторы называют не только «мышечные панцири», но и мысли, чувства и все ощущения в любой момент дыхательного процесса (Сайссон, 1999). Активировать и объединить эти три уровня — задача интеграции, эта задача противопоставляется вытеснению и освобождению, хотя речь может идти об освобождении от травмы, но не переживании ее заново, как у Грофа.

Общая тенденция ребефинга во всех его проявлениях (даже когда он «скрещивается» с дыханием Грофа) — минимизация активности и превращение его в технику спокойного осознания дыхания, наподобие индийской Пранаямы, китайских Цыгун, Тайчи и т.п., которые используют немалую долю активности и импровизации во время практики. Эти восточные техники относятся к спокойным режимам нагнетающего дыхания как к самомассажу тела изнутри с помощью вдоха. Ребефер Бегг(Бегг, 2001) и предлагает делать акцент на вдохе, расслабив при этом выдох . Поиск расслабления обусловил существование огромного количества вариантов ребефинга: в теплой и холодной воде, сидя и лежа, в одиночку, в парах и в группе, глядя в глаза напарнику и сидя перед зеркалом, детям и пожилым людям, при беременности — словом, практически во время любой деятельности, и в идеале в течение всей жизни. Именно по этой причине, на наш взгляд, ребефинг относительно ближе к сфере «народной» психологии, чем дыхание по Грофу.

Далее см. экспериментальная часть .

Литература

  1. Бегг Д. Практика Ребефинга. — М, 2001.- 176 с.
  2. Доулинг К. Введение в ребефинг. Психотехнологии работы с дыханием. — М. 2001. — 168 с.
  3. Леонард Д., Лаут Ф. Ребефинг. Техника дыхательных трансов для психотерапии и самосовершенствования. — М., 2000. — 180 с.
  4. Леонард Д., Лаут Ф. Ребефинг или как познать и использовать всю полноту жизни. — СПб., 1993. — 168 с
  5. Контексты и подтексты Свободного Дыхания [Свод: Переводы. Творчество. Исследования. Вып. 1] / Под ред. М.В. Молоканова. — М., 1994. — 112 с.
  6. Сайссон К.П. Экстаз дыхания. Практика ребефинга. Методические рекомендации изучающим ребефинг. — М, 1999.- 156 с.
  7. Холов А.Д. Ребефинг: практическое руководство. — М., 2001. — 272с.

И. Лютый, 2002 г.