8 (915) 876-2007 zatropa@rambler.ru

Модель "Три Дома"ценностей

Знание приносит ответственность. Бывает, что даже при открытой двери темницы, пленник предпочитает заточение. Согьял Ринпоче. .

В данной работе рассматриваются ценностные ориентиры с нескольких позиций: существование - житие человека; цели существования - в контексте вопросов бытия и реализации; умения и навыки мастеров - наставников на этом пути.
Три Дома, или три Царства, или три уровня - психоантропологическая модель, которая часто используется в эзотерическом разделе сайта (наряду с концепцией Времени). И не случайно именно ТРИ.

В наших (славянских) традициях различали три системы ценностей человека, - три так называемых "царства", или три "дома" - верхний, нижний и средний. Нетрудно догадаться, что ценности сердца и органов дыхания относятся к среднему дому. Как уже говорилось, это сугубо человеческие ценности, находящиеся "посередине" между головой и животом. Но есть и нижний дом - это "живот".

Анатомически (хотя это и примитивное и урезанное рассмотрение, с точки зрения психоантропологии), это органы тела, лежащие ниже легочной диафрагмы. Но это - и все тело как биологическая структура - мышцы, суставы, кожа и пр. Проблемы сердца влияют на тело - "спускаются" на материальный уровень. Под "человеческим" подразумевают не только душу, но и тело. "Живот", "животное", "жизнь" (в теле), - также спектр проблем человека. Но это все же другой спектр других проблем - его животных основ. Поэтому, и сами эти проблемы могут быть как схожими с проблемами "души", так и заметно отличаться по своим проявлениям. Для того, чтобы лучше понять есттесственность и достаточность именно такого разбиения ценностей (по вертикали три уровня, хотя бывают и 7, 9, 13 в - чакрах, 4 у Кастанеды и у Грофа, 5 стихий, органов чувств и форм суще. В современном мире существуют три социальных института, ответственных за здоровье человека - по уставу 1946 года здоровье - это отсутствие физического, психического и социального страдания (о духовном речь хотя и не шла, но имелось в виду как социальное). Соответственно, существуют три инстанции, куда может обратиться человек. И соответственно существуюю три уровня проблем, которые может иметь современный человек. Перечислем их.

Просветление и бегство от просветления (куда можно убежать от себя)

Позвольте мне сразу заметить, что, открыв ящик Пандоры, я же его и захлопну. В этих вопросах слишком много такого, чего я и сам не понимаю и не должен делать вид, будто понимаю. Т. Кун.

Носсрат Пезешкиан в своей работе "Психосоматика и позитивная психотерапия" рассматривает 4-х мерную схему избегания вопросов личной жизни - бегство в работу, бегство в одиночество или, напротив, в общение, бегство собственно в психосоматику, и бегство в фантазии. Наше же рассмотрение не противоречит этой модели, но несколько отличается от нее. Будем говорить о трех уровнях реализации человека, трех домах человеческих ценностей. На уровне нижнего дома человек способен испытать удовлетворение и, наоборот, зациклиться на теле, - перевести часть проблем в психосоматику. Здесь же можно и убежать в физический труд, а также в спорт (не в шахматы…). Такие люди много суетятся, бегают, "копаются в огороде", "рубят дрова" (в прямом или переносном смысле). Это своеобразные "трудоголики", для которых смысл жизненной активности только лишь в активности тела: "без труда не выловить и рыбки из пруда". Ели Вы слышите от такого человека: "Под лежащий камень вода не бежит", то знайте, что речь идет о внешней активности, телесной, возможно, в ущерб активности "головой" или активности душевной. Средний дом, пожалуй, более многогранен для человека, как в плане реализации, так и в плане бегства от каких-либо ценностей. Во-первых, это сама личная жизнь. В западном мире со своими горизонтальными взаимоотношениями личную жизнь принято считать основным поставщиком удовлетворения человека жизнью вообще. Но, в целом, и в личную жизнь также можно убежать от других проблем. Как, скажем, можно убежать от работы, особенно если общество находится в эпоху глобальных изменений, революций, перестроек, и пр. В таком обществе скорее звучит призыв: "На работу!", "На стройки!" и т.п. и удовлетворение личных ценностей членов общества не рассматривается, - обществом игнорируется или даже преследуется "по закону". Человек эпохи глобального общественного строительства обязан трудиться во благо общества, и бегство в личную жизнь может рассматриваться как преступление. Другой пример, - жизнь общины, где также нет приоритета личной жизни общинников, а есть только жизнь одной большой общей семьи - общины.
Поэтому, в западном мире такой жизненный уклад считается архаичным, отсталым, первобытнообщинным. Хотя, и западным мир способен претерпевать глобальные изменения, приводящие к приуменьшению личных ценностей людей. Так, во время войн государство призывает в армию, не взирая на распад семей своих граждан, и это же государство будет укреплять институт семьи после войны. Политика!..
Таким образом, семья - это способ реализации для человека, но для каждого человека - это разная реализация. Кто-то будет счастлив малым, а кому-то нужна "большая", многодетная, людная семья. Кто-то удовлетворяется своим одиночеством, а кто-то убегает в одиночество от семейных проблем. …А кто-то убегает от самого себя в семейную жизнь, боится остаться наедине с самим собой. А можно убежать и от семьи, и от одиночества в общение, - постоянные встречи с людьми, иллюзия занятости, эдакая напыщенная "деловитость". Но где-то внутри себя человек остается нереализованным и глубоко несчастным. Но другой человек с таким же уровнем активности (с точки зрения внешнего случайного наблюдателя) будет воистину счастлив своей жизнью или, более того, эта жизнь будет для него делом, его работой. Есть люди-"клей", - те, кто призван наводить знакомства и "склеивать" других людей друг с другом. Это "сутенеры судьбы" в хорошем смысле этого слова. И это не будет для них бегство в общение, или бегство в такую деятельность. Тут не от чего убегать, разве что, наоборот, бежать к самому себе. Бегство в общение, бегство в личную жизнь и бегство в тело может в определенной комбинации дать бегство в секс. Секс - это часть реализации человека, которую можно отнести и к нижнему, и к среднему дому, поскольку здесь задействованы и телесные, и душевные компоненты. Но на сексе можно и зациклиться, - тогда это можно рассматривать как бегство от других проблем. Теперь пойдем "выше". К верхней иерархии душевных ценностей можно отнести уже не сугубо личные (явно эмоционально окрашенные), но еще не тонкие ментальные (например, духовные) вопросы и связанные с ними проблемы. Это общественная деятельность. Здесь снова можно выделить бегство в работу, но, более того. Это может быть не просто бегство в работу, поскольку работа здесь может быть далеко не самоцель. Это также может быть и бегство во власть, бегство в зарабатывание денег, бегство во славу (например, в сфере политики, в шоу-бизнесе и т.д.). Но известность, материальные достаток, власть могут быть и этапами реализации человека и, следовательно, развивать и приносить истинное удовлетворение жизнью на соответствующем жизненном этапе. Верхний дом слишком тонок и неопределен, чтобы туда можно было убежать. Чаше всего убегают в более низкие ценности, но это может быть тонко закамуфлировано под духовные понятия. Например, можно убежать от семьи в религию. Но, на самом деле, это будет или бегство в одиночество, или бегство в общение, или в религиозную деятельность, или даже самолюбование (бегство во славу). Или же это будет на самом деле истинная духовная потребность человека. Тогда или семья для него уже реализована и свой долг перед ней он выполнил, или же долги он раздаст позже. Можно выделить бегство в фантазии, уход от реальности в себя как разновидность бегства в одиночество. В этом случае фантазии выступают как суррогат, подмена действительности. Другая, положительная сторона фантазий - творчество, является, без сомнения, развивающим фактором для человека. Фрейд, наряду с фантазиями рассматривал сновидения и неврозы. Но для него это являлось регрессивным фактором как сублимация ранее репрессированных энергий. Для Юнга же сновидения несли не просто пассивную функцию разрядки, но и развивающую функцию раскрытия сознания. Таким образом, бегство в сон или осознание снов - это два противоположных аспекта бытия человека, - уход от себя или же развитие, свое спасение. Перечисленный "список" ценностей человека далеко не исчерпывающий. Да, и три дома ценностей, хотя и удобны для рассмотрения, все же могут пополняться промежуточными и смежными уровнями. Это удобная антропологическая модель. Подытожим эти ценности теперь "сверху вниз": фантазии и сновидения, религия, власть, слава, деньги и общественная деятельность, семья и вообще личная жизнь, одиночество и общение, секс, тело и его проявления (психосоматика, физический труд, спорт). Таков человек…И когда речи доходит до специалиста "кому лечить", то можно говорить о следующем.

Кто есть "мастер", "целитель" и пр.

Противопоставлять естественную науку и религию является делом людей, которые плохо осведомлены как в одной, так и в другой науке. Пауль Сабатье, французский химик, лауреат Нобелевской премии 1912 года.

Ясно, что в случае проблем какой-либо или каких-то из трех сфер проясняются не просто сами эти проблемы, но совокупность всех трех домов человеческого "Я", - их баланс, пропорции энергий, реализованность каждой на данный момент. Нет двух одинаковых людей, и нет двух одинаковых пропорций "трех домов" человека. Одна и та же деятельность будет развивать одного человека, приносить ему удовлетворение и, напротив, тяготить другого, зацикливать его на своих проблемах, обращать в бегство от других сфер. Решать, например, проблему психосоматики, продуктивнее будет из целостного, а не только лишь из отсутствия удовлетворения в личной жизни. Здесь возникает вопрос мастера - специалиста, - кто решает проблему (в данном случае психосоматики). Современные специалисты - это врач, психолог, духовник (священник). Каждый, как правило, компетентен только лишь в своей области. Врач акцентирован на нижний дом, а его естественнонаучное мировоззрение еще более делает акцент на оторванности нижних ценностей от ценностей душевных и верхних - глобальных. Ригидность и жесткость его медицинской практики позволяет ему проникать на уровень душевных психологических проблем лишь на потребительском, бытовом уровне. И от этой биологизаторской установки трудно, чаще невозможно "раскодироваться". Ведь изменение его мировоззрения равносильно смерти и крушению всего наработанного за жизнь знания. Отсюда и непринятие врачами представителей паранауки и психологов, ведь психологи, в силу области применения своих знаний, ближе стоят к паранауке. Но паранаука в данном случае есть всего лишь знание о единстве всех трех домов. На самом деле, академическая психология также биологизирована, как и другие академические науки, и академические психологи-теоретики сухи, консервативны, "заморожены" в своих взглядах на природу человека: "психика - это свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность". Но у психологии просто больше "степеней свободы" и меньше ограничений в использовании своих технологий. Правда, в современном мире психологу "выделен" лишь "средний дом" человека: нижним домом занимаются врачи (в том числе и психиатры), а верхний мир слишком далек от понимания и веры в него, - "пусть этим занимается церковь". Курьез такой ситуации еще и в том, что современная церковь приняла, "наконец то" светскую медицину с ее материализмом. Священники признают свою некомпетентность перед врачами в деле излечения телесных недугов. И, с другой стороны, врачи сейчас уже охотно предлагают своим пациентам обратиться к священнику (настолько они - врачи и священники далеки друг от друга в своих подходах, что "просто" принимают друг друга как факт), … но не к психологу. Тем не менее, как показывает мировая и историческая практика из жизни известных ученых, все эти известные люди были людьми достаточно гармоничными в плане материалистических и идеалистических взглядов. Интеллект и интуиция, рационализм и абстрактность мышления были им присущи как гарантия их гениальности. Здесь уместно привести слова академика Бориса Викторовича Раушенбаха, физика-ракетчика: "Многие ученые в определенный момент своей жизни, так или иначе, касаются мифа о божественном происхождении Вселенной. Ньютон, как известно, многие годы занимался теологией, а свои занятия наукой считал не чем иным, как служением Богу. …монистический взгляд - что важно только одно или только другое, - является в известной мере упрощением. …Сахаров считал, что в мире существует нечто вне материи и ее законов, нечто, что отепляет мир. И добавлял: это чувство можно считать религиозным". Сфера приложения знания психолога находится как раз посередине между медиком и духовником и ее считают "своей" как те, кто обучен лечить патологию, так и те, кто направляет к Богу. Но здоровая психика не познаваема с точки зрения патологии, и здоровая психика современного человека еще не есть Святой Дух. И, хотя современное образование психолога включает огромный объем знания по всей мировой философии, ориентирует во всех школах мировой психологии, в истории развития знания о душе, знание культурологии и религиоведения, а также дает и практическое применения этих навыков на тренингах и консультациях, - все же это пока количественный, пассивный подход. Для того чтобы говорить о целостном подходе к человеку, а не о различных частях исследуемой личности, тем более и не о разных способах примитивного избегания каких-то проблем, нужен специалист, способный различить проблему от достоинства, беду от достижения, прошлое от будущего, способный увидеть, что "…человек заболевает не только от того, что он пережил, но и от того, что он не смог пережить, если заложенные в нем способности не имели необходимых условий для развития." (Н. Пезешкиан). Это будет специалист в едином вопросе духа, души и тела. Материал для размышления: от каких слов этимологически (по звучанию) произошли понятия "врач" и "лечить"? 3-х мерная иллюстрация по практикам: на Востоке, один из эффективных способов приобрести душевное равновесие, - это искусство заземления - мысленное посылание "центра тяжести" к ногам (если охарактеризовать это искусство в упрощенной форме). А на Руси нога недаром звучала как "огонь" наоборот (агн - лингвистический корень огня), если рассматривать огонь в области живота ("жжение в животе"). Если "душа в пятки уходит" непроизвольно, то искусство заземления это же почти делает сознательно. Это именно искусство. Именно "нога" связывает стихию огонь с землей, это "огонь вниз". Огонь идет из живота вверх, в чувства и мысли, а внизу образуется мощь (например, моча) и "нога"(подробнее см. "Искусство Вдоха") . Так или иначе, а связующее звено между телом и душой - это сам дух, но это уже философия. А что касается "философии", то это - "пауза" между вдохом и выдохом, это "медитация" - уровень верхнего дома. Это и мысль, которая материальна (все проблемы, как в народе говорят, - "от ума"). Это и "слово", которое по Библии было "вначале" и которым исцеляют. "Искусство вдоха" и "искусство медитации" исторически разрабатывались на Востоке. Китайская йога-Цигун, культивирующая осознание своего вдоха, - яркий тому пример. Восток более энергетичен и ментален. Запад более эмоционален - истеричен, если хотите. На Западе"Сердце в душе, как король на войне…". (М. Павич. "Хазарский словарь"). Восток славится искусствами управления верхним и нижним домами, в то время как традиционный Запад "кипит" страстями среднего дома. Восток - это вдох и пауза, Запад - это выдох. Пауза - это почти "чистое осознание", не вдох, и не выдох. Пауза - это также понимание своих проблем и одержимое желание от них избавиться. Но пауза - это и принятие себя таким, какой Ты есть, здесь и сейчас (а что такое счастье?..). Это не оправдание своих слабостей. В "оправдании себя" человек неспокоен эмоционально, - а это уже не есть осознание. Но это больше философская тема и почти неисчерпаемая (и даже архаичная). И пауза - это не вариант бегства от себя. В таком бегстве человек или фантазирует, - подменяет тем самым действительность на суррогат, или же впадает в сантименты, - смакует свое прошлое. Пауза - это как звучит на санскрите: САТ ЧИТ АНАНДА - Неизменное Вездесущее Блаженство.

Литература

  1. Андреев А.А. Мир Тропы. Очерки русской этнопсихологии. - СПб.: Тропа Троянова, 1998. - 254 с.
  2. Пезешкиан Н.. "Психосоматика и позитивная психотерапия". М.: "Медицина". 1996.
  3. Раушенбах Б. В. "Пристрастие". М.: Издательство "Аграф". 1997.

И. Лютый, 2001 г.