8 (915) 876-2007 zatropa@rambler.ru

п. Псебай - п. Бурный - пер. Аишхо - Красная Поляна
На Красную Поляну через пер. Аишхо
Малая Лаба, п. Бурный

Этот тренинг я ждал с середины 90-х годов, ждал с радостью, точнее, с яростной радостью, особенно последний год. Поэтому накопилось достаточно терпения (точнее, уже нетерпения) ещё с того момента, когда меня с другом в силу отсутствия пропусков вернули вниз пограничники и егеря (вниз по Малой Лабе от кордона Третья Рота). Да ещё оштрафовали… Потом, в течение нескольких лет, порою, по нескольку раз в году было немало посещений Бурного, с семьёй и без. Наконец, предыдущие июньские тренинги просто заставили меня подготовить этот маршрут. Я созрел!
Стоит добавить, что прошлый июньский тренинг в Приэльбрусье я ждал с некоторым трепетом, даже боязно было, всё-таки Высокогорье. И кстати, все мои страхи и опасения были неслучайны — они меня подготовили к тренингу (об этом читайте предыдущий отчёт). Этот же тренинг, как уже было сказано, я ждал с радостью и светлой яростью.

И эти мои ожидания тоже полностью оправдались!
18 июня мы, группа снова из 20 человек, но уже представители 5 городов (Ростов-на-Дону, Москва и Подмосковье, Тамбов, Тобольск, Калининград) встретились в г. Армавире, затем переехали в п. Бурный. Первая стоянка ожидалась на берегу Малой Лабы в месте, которую мы уже облюбовал ранее с друзьями, но погода, точнее затянувшийся на два дня дождь, внёс свои коррективы. В итоге, первые два дня тренинга прошли в необычном режиме физической и психологической акклиматизации, то есть того, что я называю «3-х дневный катарсис» .

Напомню законы катарсисов: 3 первых дня идёт энергетический катарсис и группа отрабатывает разобщённость, затем 3 дня группа отрабатывает общность и тем самым реализуется астральный катарсис, наконец, 3 последних дня (на самом деле, все последние дни) участники группы работают над своей индивидуальностью в общности группы; и принципы: в горах всё сухо, в горах всё стерильно, в горах все бесполы (более подробно о других законах в данном приложении).

19 июня весь день шёл дождь, и я принял решение в этот день оставаться в Бурном. Более того, мы остались в домике, который нам любезно предоставили мои друзья, так что даже на улице мокнуть не пришлось. Да и свет в этом доме присутствовал, что удобно вечером. Правда, пришлось ютиться всёй нашей кампанией в небольшом помещении, точнее, мы заняли и небольшой зал, и прихожую, и место у печки. На печке же мы готовили еду (недалеко в горах нашлось много грибов, причём такого количества лисичек некоторые из наших, по их признанию, ещё не видели).

В итоге, несмотря на начальную естественную разобщённость, Группа просто вынуждена была «сплотиться» в самом прямом смысле, с помощью самых первичных благ цивилизации — свет, тепло, крыша над головой.

Знакомство состоялось в этот день, сразу после завтрака, потому что в первый день люди были достаточно уставшие от переезда, погоды, плюс последние двое участников группы подтянулись поздно вечером. Вечером предыдущего дня я лишь озвучил принципы тренинга. Что тоже необычно для моих тренингов — обычно мы знакомимся в первый же день. Впрочем, компактность нашего «проживания» позволила группе самой спонтанно начать знакомиться друг с другом.

Так, мы оказались в некой «психологической коммуналке». Один наш участник по поводу предыдущего дня заметил (точнее, заметила) так: «Такое ощущение, что началась третья мировая, а мы почему-то оказались все здесь…» Действительно, для меня ситуация была чем-то между бредом и дежа-вю.

20 июня мы пошли. И этим всё сказано.

С этого момента нас сопровождала отличная погода! (Из всех июньских тренингов только один раз, 2 года назад на Лаго-Наки было наоборот — первые два дня погода отличная, а потом почти весь тренинг дожди — весьма неудобный опыт…).

Но так, чтобы я не слишком «расслаблялся», пришлось мне «сгонять» в Псебай — решить кое-какие «формальность» с администрацией заповедника. Так уж вышло… Помимо того, что мы прошли под рюкзаками около 10 км, в этот день я преодолел ещё около 20 км. Как говорится: «для бешеной собаки 100 верст — не крюк»… Зато, в этот день я спал на постельном белье, в то время как Группа — в палатках — тоже новый опыт для меня как руководителя.

Присоединился к группе я лишь на следующий день на стоянке кордона Черноречье.

21 июня. Прогулка по грунтовой дороге. Как признались некоторые участники, они не могли ассоциировать передвижение по дороге, пусть даже и горной, с походом. Они ждали «настоящего похода». Короче говоря, этот день был ещё не «настоящим походом» — мы шли по грунтовой дороге, и прошли относительно немного, до кордона Третья Рота, толком и не устали. Зато следующий день обещал быть иным. Так и вышло.

22 июня, наконец, началась тропа. «Тропа на войне, или война на тропе». Этот день 22 июня, как всегда на нашей Тропе — «начало войны». Хотели «настоящего похода» — ну и… получили «по полной программе»: резкие подъёмы и спуски, серпантин, переход размытого участка тропы почти по пояс в стремительном потоке воды, наконец, мини перевал (через хребет Малые Балканы, который река прорезает).

Трудный участок, нам это и егерь на кордоне Умпырь сказал. Также, мы узнали, что оборудованные кордоны нам больше на нашей тропе не встретятся: беседки, костровища с инвентарём, туалеты и специальные ямы для мусора, а также обилие указателей закончились… В этом смысле наш тренинг-поход ещё больше будет напоминать «настоящий» горный поход.

23 июня — середина тренинга — 6-й день из 11, а также середина пути — по километражу. Можно сказать, «Пик Семинара».

Прошли мы относительно немного, просто для того, чтобы сэкономить свои силы для броска через перевал. Мы остановились на высоком берегу Малой Лабы, так что не могли спускаться к реке. Пришлось пользоваться ручьём неподалёку от лагеря. Также и солнца на этой стоянке не было из-за высокого леса (не говоря уж о самой стоянке — она была совсем не оборудована, как нас и предупреждали).

В итоге, пришлось компенсировать эти неудобства мероприятием: вечер песен и подростковых игр. Шумели долго, распугивая зубров, медведей, кабанов и косулей, словом, всех тех, чьи следы нам периодически попадались на тропе (видели только белок).

24 июня — совсем небольшой переход до реки Чистая — последний рубеж перед перевалом Аишхо. Стоянка была в междуречьи Чистой и Малой Лабы. Красивое место — Место Силы, к слову сказать… Солнце, купания в обоих реках, подгонка снаряжения к броску на перевал и небольшой грибной дождь — вот атрибуты этого дня. Вечером мы провели небольшое психологическое мероприятие «Вспомнить Толчок Духа».

И пораньше ушли в сновидения, потому что назавтра нужно было вставать пораньше.

25 июня. Общий подъём, затем как всегда медитация, но на этот раз укороченная Практика Четырёх Потоков, затем быстрый завтрак, сбор лагеря, и уже перед самим выходом традиционная настройка на Тропу и Себя на Тропе — особая медитация Пути.

И на Перевал!

Стоить сказать, что с самого первого дня мы практиковали Походки Силы. Например, в Практике Четырёх Потоков есть элемент Походки Силы. Но и при самом передвижении по нашему пути я периодически напоминал об особых формах передвижения. По сути, на подобных тренингах мы делаем всего две практики — Походки Силы, и Практика четырёх Потоков. Остальные практики и психологические (и парапсихологические) мероприятия — второстепенные.

Я с самого начала настраивал участников, что это день будет самым тяжелым, даже при наличии прекрасной погоды. Так и вышло — затяжной длинный подъём и короткий, резкий, а отсюда утомительнейший спуск. Некоторые высказывались, что подняться с этой стороны на перевал было бы очень трудно. Но сомневаюсь: нельзя забывать, что мы поднимались, хотя и по пологой стороне, но 5 (!) дней. А в обратную сторону, наоборот — быстрый взлёт на перевал и длинный нудный многодневный спуск. Так что везде свои плюсы и минусы. Главное, не забывать принцип: «Куда бы ты не шёл — ты уже ТАМ».

Сам перевал Аишхо оказался приятным зелёным цветущим оазисом в снежном мокром хаосе — и в прямом, и в переносном смысле.

А внизу нас ждала курортная зона со всеми вытекающими… А также небольшое недоразумение с пограничниками, из-за которого мы потеряли больше часа, но извлекли весьма существенную пользу: по-сути, пограничники нас обеспечили ужином и даже отчасти завтраком! Вспоминаю старую туристскую песню: «Найти бы на дороге самородок, но лучше с колбасою бутерброд»…

Черноморская часть Кавказского Заповедника действительно отличается от другой стороны, той, что за Главным Кавказским Хребтом, откуда мы и пришли. Отличается не в лучшёю сторону. Можно сказать, что заповедник и не чувствуется. Но есть и свои прелести.

26 июня. По дороге к нашей следующей и последней стоянке мы посетили в двух местах нарзанные источники, причём, в одном месте сразу два разных нарзана. Мы шли по ровной дороге, правда сначала довольно резко спускались, пили нарзан, в конце попали под ливень — тоже неплохо для разнообразия.

Стоянка, которую мы избрали, и как мы впоследствии узнали, была реально последней на нашем пути. Дальше шло строительство олимпийских объектов, и мы просто не смогли бы комфортно расположиться лагерем на две наши последние ночёвки.

27 июня был день, который можно и назвать днём отдыха, но можно назвать днём свободного общения, или днём пересмотра всего тренинга (хотя, настоящий пересмотр начнётся позже). Утром я показал Практику Большого Объединения, затем каждый занялся своими делами.

В этот день должна была быть горная баня, от неё мы сознательно отказались: стоянка была весьма сырая и дрова горели плохо. А раньше было нельзя — законы заповедника… Так, полиэтилен снова протаскали с собой вхолостую.

Думаю, что нарзанный источник в этот день посетили все. Тем кто был в прошлом году в Приэльбрусье, понравилось и запомнилось купаться в нарзане, точнее, обливаться нарзаном полностью с головы до ног. Эту практику мы и на этот раз повторили. И не раз.

Вечером было традиционное обсуждение всего тренинга у костра. Можно сказать, прощальный вечер. Хотя, если подумать, прощальный с кем? Как сказала одна участница: «Третья мировая закончилась»…

28 июня — Красная Поляна, где группа и разъехалась. Правда, к вечеру этого же дня на пляже в Адлере собрались все, кроме четверых. Приятная неожиданность! Обычно такое было возможно только на августовских тренингах.

Это ещё раз говорит о сплочённости участников!

Итоги Тренинга
1. Как я и ожидал, этот тренинг был чем-то между Лаго-Наки и Приэльбрусьем, и по степени физической сложности, и по рельефу. Погода могла внести свои коррективы в физическую трудность тренинга, но она мои ожидания оправдала.

2. Этот тренинг был чем-то между Лаго-Наки и Приэльбрусьем даже и психологически, то есть как тренинг. Как и в Приэльбрусье, мы делали Практику каждый день с утра. Но погодные условия, влияющие на быт, особенно на психологическую сторону быта, были ближе к Лаго-Наки, особенно к первому тренингу на Лагонаки — погода была в целом отличная, и это не могло не сказаться на настроении! Мы шли на дровах, но у нас собой был и газ — некоторая психологическая «палочка-выручалочка», и он нам даже один раз в конце тренинга пригодился (в большей степени — психологическая «палочка-выручалочка», потому что маршрут почти везде, кроме самого перевала Аишхо, лесной).

3. Мне весьма понравился опыт первых двух дней тренинга, когда мы жили под одной крышей в весьма тесной обстановке. Группа буквально «склеилась» за счёт этого, пусть даже и вынужденно. Жаль, что этот опыт нельзя поставить «на поток», ведь не везде у меня есть возможность в начале маршрута «засунуть» людей в одно тесное помещение, да ещё при этом вызвать дождь на два дня. Это — уникальный опыт!

4. Походки Силы, и Практика Четырёх Потоков — основные и необходимые практики подобных тренингов. Уверен, что при отсутствии этих практик тренинг был бы неоправданно тяжелее. Достаточно сказать, что всегда присутствуют участники тренинга, которые в горы попадают первый раз (а то и просто в поход с палатками, спальниками и рюкзаками)!

5. Вот уже третий год подряд в июне мы не можем воспользоваться полиэтиленом для горной бани, баню сделать не представляется возможным (или высокогорье, или заповедник, или сил будет затрачено неоправданно много). Но хотелось бы! Подумаю, как этот вопрос можно решить на следующий год. У меня есть один маршрут на примете, где очень даже вероятно, что баня наконец-то состоится.

6. Это был четвёртый высокогорный тренинг, и пятый солнечный июньский. Напомню, что «солнечный» означает, тренинг, где основная практика — действие, в то время, как на «лунном» тренинге основная практика — восприятие. Это — тантрические принципы, и такую тантрическую связку я ввёл первый раз в 2005 году. Эта схема меня в целом устраивает. В целом, но есть оригинальные идеи. Свои соображения по поводу будущего года я выскажу после августовского тренинга.

7. Весьма знаменательно и положительно, что мужчин не этом тренинге было чуть больше: 11 мужчин и 9 женщин! Считаю, это хорошо для солнечных тренингов — тренинг ведь физически труднее. Так и должно быть!
Буду стремиться к тантрической гармонии и впредь! И да будет ТАК!