8 (915) 876-2007 zatropa@rambler.ru

Из главы «Смерть и бессмертие»:

Сейчас мы поговорим о вещах, которые транслируют, как правило, в нашем обществе представители паранауки, то есть, по большому счёту — все, кто занимается познанием…
Я хочу лишь сказать, что представители официальной науки не могут не думать о сакральном, то есть о том, что не описывает их наука… пока не описывает. В конце концов, они тоже люди! И, как настоящие учёные, они должны, как минимум, знать историю возникновения своей науки, уходящую своими корнями в ещё относительно недавнем прошлом в околонаучные открытия. Я говорю об истинных представителях научного поиска, и о любой официальной научной дисциплине!
А люди, далёкие от науки, приходят к паранауке с другой стороны — со стороны мистики, эзотерики, с уровня бытовой магии и суеверий, то есть от того, что вообще не подвергается системной рефлексии и научному обоснованию. Поэтому, я и говорю, что есть темы, доступные всем нормальным людям, как говорится, людям со среднестатистическим уровнем невротизма.
Одна из таких тем — тема «Вечного» — ТОГО, что действительно в нас, или вовне нас, или вместе с нами, но никогда не умирает.

Итак, мы рассмотрели четыре фундаментальные смерти. Если перечислить их в порядке становления фундаментальных эмоций, то это следующие смерти:

  1. Смерть свиньи (собаки)
  2. Смерть воина (кошки)
  3. Смерть монаха
  4. Смерть скомороха

Первые две смерти определяют отрицательную программу смерти, когда умирают тяжело и болезненно; вторые две смерти определяют положительную программу смерти, когда умирают легко и даже играючи.
Если же отойти от этих двух определений программы смерти, и попытаться сформировать их, как говорится, ближе к жизни, то можно найти и в нашей культурной среде некоторые подобные рассмотрения явления смерти. Сами термины «программа смерти», «программа старения» и пр. встречаются и в медицине, в философии в разных контекстах, но в основном в том едином смысле, который я и обозначил как ОПС. В народе, или, как говорится, в миру, то есть во всех остальных случаях просто используется понятие смерть, но снова подразумевается ОПС.
В современное понятие смерть редко когда что-то вкладывается положительное, разве что когда говорят о чувстве ответственности перед детьми, памяти и благодарности потомков, «смерти ради жизни на Земле», духовном бессмертии, идеи бесконечных реинкарнаций и закона кармы, понятиям святости, просветления и т.п., то есть с уровня философии морали. Другими словами, под ППС в нашей современной действительности больше всего подходят различные идеи бессмертия…
Но бессмертие есть идеализация, а идеализация у нас не принята — мы все в определённом смысле реалисты, точнее, «реалисты» в кавычках, привыкшие жить по принципу: то, что мы не принимаем — в это мы и не верим, а то, во что мы не верим — этого и не существует, а то, что не существует — этого и не может быть вообще. Вспомним классика: «Вы сочинили и напечатали в своем умном соченении, как сказал мне о. Герасим, что будто бы на самом величайшем светиле, на солнце, есть черные пятнушки. Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Как Вы могли видеть на солнце пятны, если на солнце нельзя глядеть простыми человеческими глазами, и для чего на нем пятны, если и без них можно обойтиться? Из какого мокрого тела сделаны эти самые пятны, если они не сгорают? Может быть по-вашему и рыбы живут на солнце? Извините меня дурмана ядовитого, что так глупо сострил! Ужасно я предан науке!» — пишет своему соседу «Войска Донского отставной урядник из дворян» Василий Семи-Булатов (Из рассказа Антона Павловича Чехова «Письмо к ученому соседу»).

Такая методологическая ситуация, кстати, характерна для лунной цивилизации, о которой уже шла речь, отличительной особенностью которой являются приоритет материальных ценностей, то есть, по сути, приоритет нижних тяжёлых эмоций.
В итоге, из всего многообразия достижений своей меры нам «в массовом порядке» доступны только две смерти — первые, связанные с тяжёлыми эмоциями. Можно сказать, что мы не только живём «как кошки с собаками», но и умираем «как кошки и собаки» (к этому сравнению мы ещё вернёмся). Эта ситуация жизни и смерти для нас настолько обычна, что все остальные мы относим, в лучшем случае, к разряду мифов, иносказаний и нежизненных идеализаций.
Рассмотрим, например, «модный» в лунной цивилизации миф о «конце света»…