8 (915) 876-2007 zatropa@rambler.ru

Тропа Мага - август 2003

с. Пшада. Дольмены, водопады, г. Облего
Тропа Мага - 2003 - концепция психо-экотуризма
Над Пшадой. Практика на закате.

Над Пшадой. Практика на закате.

На этом тренинге была сформулирована концепция психо-экотуризма. На это повлияли прошедшие 3 тренинга по реке Чусовая на Урале. В будущем мы продолжили свои пси-эко тренинги на Чусовой, но также и в Кавказском Заповеднике. Впрочем, пребывая и в незаповедных местах, мы всегда поддерживаемся экологических принципов отношения к Природе.

Ниже предлагаю описание этого проекта по пунктам, а также материалы самого тренинга августа 2003. Письменные материалы привожу со своего прежнего сайта без изменений. Однако фото, видео и карта существенно обновлены.

Психо - экотуризм
Психологический туризм — концепция, которую я развиваю на своих выездных тренингах. Здесь теоретическая основа — психологическая антропология, а практика идет как продолжение городских тренингов. Все это, а также описание прошлых тренингов «Тропа Мага» можно найти на данном сайте. Для удобства, привожу ссылки здесь.

С 2003 года концепция психологического туризма дополняется и звучит как психо-экотутризм. Впрочем, уместно сказать и эко-психотуризм, в тех случаях, когда основное поле деятельности группы проходит в рамках экологического туризма. Например, тренинги на Чусовой — это тренинги общения в рамках развивающегося экотуристического проекта «Чистая Чусовая». Или тренинг 2001 года в верховье реки Аше (Кавказский заповедник) — также прежде всего экотуристический, хотя в то время я еще не развивал принципы экотуризма у себя на тренингах.

Традиционно, в понятие экотуризм вкладывают идею сохранения природных ресурсов с параллельным поддержание благосостояния местного населения. Т.е.,местное населения должно быть заинтересовано в нас — туристах. Для этого туристические тропы благоустраиваются, т.е. благоустраиваются очаги, мосты, биваки, стоянки и пр. за счет местных. И такая схема должна устраивать обе стороны — туристов и «хозяев». Более того, такая схема должна устраивать и других «хозяев» — животных, деревья, скалы и т.д., поскольку созерцательная сторона экотуров также оплачивается. Гораздо выгоднее показывать местную флору и фауну, чем ее использовать архаично — т.е. попросту есть. В мировой практике каждое такое животное ежегодно приносит огромные доходы, если сравнивать с тем, что, например, могла бы принести его шкура и мясо. И это даже не альтруизм — это прямая материальная выгода для местных. Но, кроме материальной, выгоды, есть еще и моральная выгода для для любителей животных и, наконец, прямая витальная выгода для самих животных и растений. Подробнее о концепции такого тренинга смотри здесь.

Впрочем, с советское время существовал так называемый «плановый туризм», который привлекал в некоторых районах почти все местное население к обслуживанию туристов — от приготовления пиши и сопровождения на маршрутах до рассказывания «страшных историй» ночью у костра и нагнетения мистификации и таинственности на маршрут и местность. Сейчас нечто подобное существует на курортах, когда сезон «кормит весь год». Но, к сожалению, кроме материальной выгоды, местные редко думают о проблемах экологии.

Что касается нас — психотуристов (или психоантропологов), то экотуризм нас интересует, помимо всех вашеперечисленных выгод, еще в плане психологическим. Причем, прежде всего в плане психологическом. Можно условно рассмотреть эту пользу в двух направлениях — психологическом в традиционном смысле современой науки; и парапсихологическом в смысле «рядом» с академической интерепретацией слова «психологический», — нас интересует нечто больше, чем просто психологический эффект. Давайте рассмотрим оба плана по-отдельности, по-возможности, ведь они неизбежно пересекаются, т.е. связаны с одними и теми же методиками, но в разных интерпретациях.

Личностный рост
Природа — это великолепный стимулятор личностного роста. Личностный рост — сугубо психологический термин. И, кстати, этот термин, — уникальный в рамках отечественной психологии, — отличается от других терминов, касающихся человека. Поскольку в зарубежной психологии «личность», «индивидуальность», «индивид» и даже «характер» взаимо подменяются, что, впрочем, имеет место и в отечественной психиатрии, вышедшей своими корнями из немецкой психиатрии.

Личность — это понятие социальное. Не буду цитировать учебники по психологии, но скажу по-своему в рамках Тропы Трояновой. Человек рождается с «рожей», — рожа у человека по «рождению». Общество формирует «лицо» своего члена, что может превратиться и в личину в силу определенной незрелости, и даже в морду, харю, рыло и прочие образования, по которым, кстати, БЬЮТ, т.е. которые необходимо выбить из личности (но не по лицу же бить…). «Личностный рост» — это психологический тренинг в рамках той психологии, которая СОЦИАЛЬНА. Т.е. эта психология соответствует той морали, тем нормам и ценностям, которые приняты в данном обществе. Стандантный психологический тренинг личностного роста призван давать человеку силы жить в обществе полноценным участником — на полных правах, и устранить препятствия на пути к этой силе. Фундаментальные (т.е. неизменные в любом обществе) явления рождения, жизни и смерти, а также обслуживающие их (т.е. изменяемые в разных обществах) духовные цености, социальные институты и материальные носители — например, современные деньги, власть и секс — вот основные темы современного тренинга личностного роста. Тропа Мага также предлагает свои методики работы в плане личностного роста.

Природа — это идеальный ПОЛИГОН общения между людьми. Свежий воздух, лесные запахи, чистая вода обеспечивают эффект раскрытости в понимании другого уже на психофизиологическом уровне.

Я использую традиционные «тантрические запреты» — на алкоголь, наркотики и сексуальные контакты, но не просто как ЗАПРЕТЫ — догма, а как нежелательные способы решить свои проблемы — за чужой счет. Если эти действия помешают другим, — то они должны быть исключены. А наркотики, алкоголь и секс привлекают к себе внимание, поскольки энергоемки, а значит они обязательно помешают другим на этом тренинге. Даже если человек старается не замечать этих действий, — они на него влияют, а значит недопустимы.

Беседа у костра сама по себе способствует задушевной беседе. Если же следовать определенным принципам, то этот эффект можно значительно усилить. Я использую некоторые принципы усиления психологического эффекта задушевной беседы у костра. Это: 1 — как говорить и 2 — что говорить.

Принцип прост — это отсутствие искусственных стимуляторов. Задушевная беседа — это экологически чистый уровень проникновения в тайны собеседника, — в то, что ЗА ДУШОЙ. Алкоголь и наркотики, как уже было сказано, здесь не уместны в течение всего такого тренинга. Курильщики же должны выйти за предела лагеря — «за пределы круга».

У костра каждый говорит только о том, что реально было. Если это смешные истории, то те, которые случались с ним или его знакомыми. Если это страшные истории, то те,что реально имели место. На тренинге нет места болтовне. Например, анекдоты ради анекдотов здесь не рассказываются. Можно рассказать анекдот «к месту», но не ради обращения внимания на себя. Как правило, анекдот «к месту» только первый, — далее начинается простой «анекдотный марафон» — кто сколько вспомнит. Так вот, в такое времяпровождение мы не играем. То же касается и азартных игр. В итоге, такое общение становится «нескучным» — содержательным и плодотворным.

Страшные истории на нашей Тропе играют психотерапевтическую роль. С одной стороны, это возвращение к воспоминаниям детских лагерей, а такие «пионерлагерские» воспоминания делают нас моложе и «легче на подъем» (подробнее об этом в главе Перепросмотр). С другой стороны, страшные истории вскрывают наши страхи. Кроме того, работа со страхом происходит и во время так называемых «вечеров без фонорей».

Страх с точки зрения телесно-ориентированной психологии — это слабое заземление. Понятие «заземление» можно рассматривать как фактор наличия страхов — прежде всего, страха высоты в прямом смысле. А также страха высоты власти, отношений, счастья и пр. «Волков бояться — в лес не ходить» — так говорят о тех, кто боится чего-либо в жизни. Но мы и «ходим в лес», чтобы «не бояться этих самых волков». Вечера без фонарей, как и тематические вечера страшных историй позволяют работать со страхом — «заземлиться». Тот, кто «твердо стоит на ногах», тот не испытывает страхов перед жизнью. Мы не культивируем страх ради страха. Когда человек привыкает к своим страхам, т.е. примиряется с ними, то он, с точки зрения нашей терминалогии, — приземляется, а не заземляется, и, тем самым, теряет способность к дальнейшему личностному росту. Но мы учимся осознавать страх в своей первичной энергетической природе и, тем самым, трансформируем страх в творческий потенциал. Страх — это, прежде всего, наличие энергии. Кто не испытывает страха, — тот либо слаб, либо уже овладел своими страхами.

Походки Силы — это энергетический комплекс динамических упражнений, одна из целей которого — усиление заземления. Поднятие на гору Облего на Пшаде и спуск с этой горы различными Походками Силы — это одно из самых сильных упражнений на кавказском семинаре.

Хорошее заземление, кроме всего прочего, обеспечивает и хорошее «заводнение». Т.е. комфортное чувствование себя в воде и умение хорошо плавать обеспечивается заземлением. Но в психологии существует понятие «обратная связь». В данном случае, на Чусовой, 9-ти дневное пребывание на воде способствует привыканию к этой стихии, т.е. в принципе «заводнению», а далее и заземлению. Страх воды, с которым некоторые все же приезжают на Чусовую, исчезает за первые 3 дня, и с ним в течении всех 9 дней отрабатываются и сглаживаются основные жизненные страхи. И если по приезду домой использовать упражнения, которые мы практикуем на тренинге, то процесс работы со страхами завершится их исчезновением в течение 2-х месяцев.

Спокойное, задушевное общение на воде, слушение тишины и потока реки, слаженность плавсредств, например, в случае прокола одного из баллоном катамарана — это то, к чему мы стремиися на воде, — это медитация воды. Впрочем, для самых «неспокойных», возможна другая «медитация» — рыбалка.

Умение слушать тишину, когда нет музыки, а есть только естесственные звуки леса, воды, ветра, птиц — удел немногих, этому естеству нужно ЗАНОВО учиться. Для человека, живущего в городских условиях, нередко проще «биться головой о стену», — приятнее слышать шум хаоса цивилизации, рождающий шум в голове. Впрочем, это — своеобразная защита от самого себя. Но не для нас…

Мы не против гитары в походе. В конце концов, гитара — прекрасный музыкальный инструмент. Но я обращаю внимание на то, чтобы гитара не превращать в средство от безделия, т.е. в средство для ухода от самого себя. Когда «турист», приняв алкоголь, начинает орать на весь лес «песни о главном», а то и просто включает магнитофон, а утром сотрясает кусты этим же самым «главным», то возникает вопрос, а зачем вообще для этого уходить в лес? Для того, чтобы испытать состояние похмелья на свежем воздухе?.. Или же потому что затем не нужно за собой убирать мусор — «лес стерпит»…

Экологически чистый поход, таким образом, это чистый и для своего здоровья — психического и физического, и для окружающей природы.

Впрочем, для тех, кему все же хочется показать «кто в лесу хозяин», мы предлагаем своеобразный «суррогат» этого. Крикотерапия авляется средством: как нужно «орать правильно», чтобы получить освобождение от гнева, протеста, обиды и пр. Крикотерапия, или техника Первокрика лучше всего проходит в условиях горной бани. Горная Баня — это, прежде всего, психотерапевтическая баня. Впрочем, это целостное действо как на уровне психологическом, так и на уровне мистическом. Не вдаваясь в подробности рутуала, хочу отметить, что здесь происходит и работа со страхом высоты (нужно упасть вниз головой в воду), и страх доверия (нужно довериться страхующим), и стыд (на кавказском тренинге все люди — взрослые в психологической смысле), и последующая «ночь страха».

Хотя «Ночь Страха» не для всех является чем-то пугающим. Это мистическая ночевка на дольмене — «Ночевка Силы». И для того чтобы подготовиться к встрече с этой Силой, необходимо выполнить несколько ритуалов в течении всего предыдущего дня. Баня перед ночевкой силы — лишь кульминация всей этой подготовки. Сама ночевка — это и работа со страхом, и «более глубокое» знакомство с древними мегалитами (речь идет о кавказских дольменах). Ночной лес — это не то, что мы привыкли воспринимать днем, тем более, когда нет группы. Это «другая действительность», о которой мы забываем, будучи «взрослыми». Иногда здесь возникает опыт так называемой «сенсорной депривации».

В своих известных экспериментах по сенсорной депривации Джон Лилли отмечал, что сначала появляются сильные эмоции, чаще негативные (страх, тревога, неуверенность и пр.), затем галлюцинации звуковые и визуальные, затем галлюцинации тактильные и осязательные, здесь возможны даже панические атаки. И как награда за пережитое — интеграция опыта — расслабление, блаженство и сон. Правда, это не совсем сон, а скорее больше чем сон. Это — ощущение сюрреальности происходящего, а точнее — осознание магии всей жизни и иллюзии всех наших надуманных проблем.

Как видно, наш психолого — экологический подход к туризму знакомит нас и с историей человеческой цивилизации. Дольмены на Тропе Мага — это часть кавказской программы. О дольменах много говорилось в других моих статьях (например, на Тропе Мага — 1). Отмечу лишь, что у меня свой взгляд на дольмены, можно сказать — кастанедовский. Кроме дольменов, на Кавказе я обнаружил несколько мест, где в изобилии можно встретить окаменелые медузы и ракушки. Как не странно, но их же я встречал в Аркаиме (указывалось, что именно с Западного Кавказа) в музее, где говорилось, что этим окаменелостям около 20 млн. лет. Ну, а по поводу исторических достопримечательностей Чусовой достаточно исчерпывающая информация также на прежней статье Река Чусовая.

Тренинг развития
Понятие «развитие» гораздо шире, чем «личностный рост». Развитием занимается психология. Но раз…ВИТИЕМ занимается парапсихология. Разворачивание Жизни — это эзотерическая цель тренинга Тропа Мага. Что я вкладываю в понятия МАГ, МАГИЯ: приведу некоторые ссылки из данного же сайта.

Магия — это МОГИЯ. —
Кто могит — тот и МАГ…
Из материалов Трояновой Тропы.

Магия включает перепрограммирование наших способностей ощущать мир как реальный, единственный, абсолютный, так называемый земной мир, засасывающий своей повседневностью.
Карлос Кастанеда..

Поскольку наш мир — это прежде всего мир интерпретации и описания, то основной целью магии остается возвращение к способности воспринимать энергию напрямую.
Тайша Абеляр..

Что такое разворачивание жизни в понимании Тропы?.. Это расширение, или культивирование ОСОЗНАНИЯ, т.е. полного знания о себе как о части мира, в котором живешь и которым живешь. Такова главная и конечная цель всех методик тренинга Тропа Мага.

Развитие человека в онтогенезе (т.е. развитие ребенка), как научно известно, повторяет развитие человека в антропогенезе, (т.е. развитие вида Homo Sapiens Sapiens). И это в высшей степени эзотерический факт, а не только научная данность. Развитие человека идет периодами, причем эти периоды скачкообразно сменяют друг друга, подобно фундаментальными уровням в строении атома. Челевек родился, освоил перемещение в пространстве, научился передвигаться ногами, чатем научился воспроизводить звуки, затем научился говорить, постепенно освоил общение, начиная с самого узкого круга близких родственников и заканчивая всем социумом, наконец научился получать абстрактное знание извне и даже извлекать его же из самого себя — творить, — таковы примерные этапы роста осознания.

На Тропе мы учимся «перерождаться» подобным же путем. Я использую «стихийное» рассморение развития, т.е через стихии. Причем, стихии можно как пассивно созерцать, так и активно постигать. Также мною активно транслируются формы существования — камень, растение, животное, человек и Дух (в качестве последнего можно говорить и Боге, Космосе и пр.). Этот путь развит в восточных философиях и в настоящее время. Стихиями активно интересовались и греческие философы — «отцы» современных наук, например, в медицине до сих пор пользуются терминами «вегетативная» и «соматическая» нервные системы. В работе со стихиями удобно также упоминать пять соответствующих органов чувств и пять органов действий. В глубоком дыхании, которыми мы также занимаемся на Тропе, я сделал перенос данного пятимерного рассмотрения на перинатальные матрицы Станислава Грофа (стихии пространства соответствует период до зачатия). А в рассмотрениии характеров участников семинара можно использовать «настроения воина» Карлоса Кастанеды плюс пятое настроение — «недоступность», — в итоге получаем все те же 5 стихий.

Информация , или Знание в человеке также проходит путь от уровня минерала до Высшего знания. Существует и подобное рассмотрение Дао. На языке Тропы Мага это: ритуал как кристаллизованная и мертвая информация — догма, долг как растительная программа на будущее, ответственность за уже рождённое потомство, иллюзия человеческого выбора — игры в «благородство», и , наконец само Осознание.

Приведу несколько иллюстраций вышесказанного из жизни нашей Тропы.

Немного о Силе
Прежде всего, мы общаемся с стихиями напрямую. Искусство передвигаться и не падать, например, на скользких камнях или при сильной усталости — это искусство заземления. Заземление достигается через идентификацию себя с растением, «укоренением» в земле на каждом шагу, растворением центра тяжести в земле и прочими методиками. Главный орган действия здесь — ноги, но также активно задействованы тазовая и уро-генитальная диафрагмы. Заземление, — это искусство направлять внутренний огонь к энергии земли: нога — это агонь наоборот…

Походки Силы, где важно не упасть и не оступиться, основаны на заземлении и отчасти на «заводнении». Но если необходима скорость передвижения при наименьших затратах, то важна связь с стихией воздух, где активно включается органы действия — руки и рот, и органы чувств — осязание и слух. Походки Силы направлены, прежде всего, на достижение Силы, энергии, — той основы, которая необходима для осознания. Но также этот метод направлен на расширение восприятия, — то, что упоминалось как «перерождение». Например, техника ходьбы «задом наперед» направлена на то, чтобы почувствовать комфорт такого передвижения. Затем, когда начинаешь двигаться обычным способом, вдруг понимаешь, что «так всю жизнь делаешь накоторые веши » через задницу» и при этом привыкаешь так, что кажется удобно»…

Различные стихии также задействованы в различных статических медитациях, например, медитация Дзогчен. Ну, а горная баня с первокриком — это гармония огня, воды и воздуха.

Для проведения Тропы Мага на Кавказе бычно я использую так называемые «Места Силы». Это места, активные в геомагнитном смысле. Например, станица Шапсугская на Кавказе является даже в среде геологов таковой зоной. Скопления дольменов на Кавказе также не случайны. Что касается Чусовой, то среди археологов эта река известна тем, что, несмотря на изобилие свидетельств присутствия человека с древнейших времен, на Чусовой пока находят в основном места ритуалов (например, святилища, захоронения шаманов, остатки огненных церемоний и пр.), но не жилища. Эта река течет в древнем разломе, что делает ее геоаномальной, а скалы и омуты на ней заставляют чувствовать ничтожность человеческого существования (например, когда Вы проплываете под гигантским лицом демона).

Для восприятия таких мест и похода в целом я использую созданную мной психоантропологическую схему, согласно которой развитие удобнее рассматривать на з-х уровнях (а не на 5-ти, подобно стихиям, хотя, в принципе это одно и тоже). В пространстве эти уровни соответствуют чакральному восточному рассмотрению, но 7-9 чакр у меня объединены в 3 группы — 3 дома, или 3 царства (см. об этом подробнее здесь). Во времени разворачивание этих 3-х уровней идет не постепенно, а через качественные переходы — 3-5, 9-12, 40-60 дней. Этот факт я также использую и в городских тренингах (см. начало статьи — ТЕОРИЯ). Так вот, можно рассматривать тренинг Тропа Мага как:

первые 3 дня — отработка разобщенности, — энергетическая притирка, или акклиматизация;

4-6 дни — отработка слияния интересов, или объединения группы;

6-9 дни — Единство.

На самом деле, 4-9 дни — это реальное психологическое общение, где есть Мы, Природа и Космос, т.е. 2 и 3 блоки разъединены достаточно условно. Можно сказать, что 4-9 дни — это психологическая акклиматизация. По истечении 9 дней эмоции закономерно сворачиваются (даже если бы мы продлили тренинг), и наступает длительный период пересмотра выезда. Так, три уровня Катарсиса формируют целостную работу Тропы. Я часто повторяю, что реально тренинг идет 40-60 дней.

В завершении данного обзора хочу вернуться к своим давним разработкам 1995 года. Развитие человека идет чередованием стадий динамических и статических. Обычная жизнь в современном социуме заставляет нас куда-то бежать, спешить, суетиться. Эта внешняя активность доводит нас до маленьких и больших катастроф. И здесь наступает стадия статическая — «перевести дух». Как правило, мы «спотыкаемся». Мы говорим себе: «почему так случилось», или «нужно отдохнуть от всего»… Впрочем, нередко выбора и не остается — остановиться или продолжать бег. Нас останавливает болезнь. Но после фазы этой паузы снова наступает фаза динамическая — по новому кругу (полный вариант статьи здесь). На тренингах я использую ту же схему, но я предлагаю взамен болезни, или катастрофы — катарсис (впрочем, болезнь — это «слепой» катарсис, а катарсис — это «осознаваемая болезнь»), а взамен стихийного «переведения духа» — пересмотр.

Таким образом, 9-ти дневный тренинг Тропа Мага — это динамический катарсис, заканчивающийся 40-дневным пересмотром.

Тропа Мага — 2004 прошла на Чусовой 17-25 июля, а на Кавказе 16-24 августа в районе станицы Шапсугская. Обзор этих тренингов, а также планы по Тропе — 2005 см. здесь. Обзор тренингов в горах Кавказа 2005 года и планы на 2006 год см. здесь.

Хочу отметить, что на эти тренинги собираются люди лишь после переговоров со мной, — как по электронной почте, так и после разговора в реальном времени, — как минимум, по телефону.

Лит-ра по экологическиму туризму
Река Чусовая: проблемы изучения и сохранения культурно-исторического наследия: Материалы I научно-практического семинара (Нижний Тагил, 16-17 мая 2002 г.) / Отв. ред. Е.А.Гаджиева. Нижний Тагил, 2003. 140с.

Экологический туризм на пути в Россиию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт. — Тула: Гриф и К, 2002. — 284 с. Редакторы-составители: Ледовских Е.Ю., Моралева Н.В., Дроздов А.В.

Карта Пшады. Дольмены, водопады, наши стоянки 2000, 2003 г.г.
География тренинга мало изменилась с нашего последнего тренинга в этих местах в августе 2000 года. Повторились и стоянки, и основные пси-мероприятия. Но отдельно выделилась экологическая составляющая. Мы как в воду глядели…
В 2003 году мы и не думали, во что превратятся «наши» места, наши стоянки спустя несколько лет.
Стоянки обозначены звёздочкой (*), дольмены буквой «Д», водопады буквой «В».

Пшада.  Наша стоянки 2000, 2003 г.г., водопады, дольмены.

Ещё в январе 2000 мы с Валгановым насчитали в этих краях 60 дольменов, а чуть позже и 70. Даже маршруты типа «шестидесятидольменье» хотели прокладывать… Теперь понимаю, что РАНО.

Самое первое видео с Тропы Мага — августа 2003 !..
Расскажите друзьям:

Книга И. Лютого, 2013 г.

"Голография Дыхания"

Навыки

Опубликовано:

Август 20, 2003