8 (915) 876-2007 zatropa@rambler.ru

Тропа Мага - июнь 2010 - Солнечный тренинг

г. Туапсе - п. Индюк - в.Индюк - в. Два Брата - в. Семиглавая - п. Терзиян - г. Туапсе
Перед бункером на склоне Индюка

Этот Тренинг прошёл в духе уже почти традиции — традиции периодически, через несколько тренингов изменять маршрут, по которому изначально я планировал пройти. Правда, оговорюсь: я всегда, когда планирую тренинг, рассматриваю несколько вариантов смены маршрута — от самого длинного до самого короткого, форс-мажорного. И про этот тренинг я изначально говорил: теоретически, маршрут лёгкий, но в реале может получиться и не так, например, плохая погода, или ещё что…

Так и произошло в этом году. Но не погода внесла свои коррективы в наш маршрут, и даже не человеческий фактор, но… история. Точнее, время.

Время безжалостно буквально СТЁРЛО последний запланированный участок нашего пути. А это — участок суточного перехода по благоприятной тропе и дороге! Но тропы не было вообще, поэтому мы и решили идти буквально в другую сторону — не на Калеж, а на Терзиян. Давайте посмотрим это на карте.

На КАРТЕ 1 красным схематично обозначен маршрут, который я запланировал как оптимальный для нашей группы — не самый длинный, но и не самый малый. Зелёным обозначен маршрут, по которому мы прошли в реале. Теперь давайте пройдёмся по зелёному маршруту, а заодно и совершим пересмотр пройденного. (Ну а те, кого с нами не было, могут мысленно присоединиться к нашему пересмотру, или просто пофантазировать…)

На КАРТЕ 2 весь наш маршрут указан подробно так, как показывал GPS-навигатор.

Карта 1
Карта пути запланированного и реального

Карта 2
Точная Карта пройденного пути с GPS метками

Хронология Тренинга
17 июня мы встретились в Туапсе, после чего на электричке выдвинулись в район посёлка Индюк, расположенного под одноимённой горой, находящейся на Главном Кавказском хребте. Стоит указать, что мы вышли на платформе, следующей за Кривенковской (какой-то км), но не на платформе Индюк, которая была следующей в направлении на Белореченск. Лагерь «Дом-1» мы разбили на границе дачного посёлка у речки Скакуха в 15 мин ходьбы от железной дороги.

Вечером — первый ужин у костра и знакомство. Нас собралось 17 человек из Ростова (5 чел, если без меня), Калининграда (5 чел), Москвы (3 чел), Тобольска (2 чел), Детройта (1 чел, на самом деле, парень в США перебрался из Питера), Тамбова (это я, хотя я и из Ростова). 18-го участника мы ждали 19 июня на стоянке на Индюке.

18 июня мы пошли по ЛЭП, обходя Индюк по часовой стрелке. Лагерь «Дом-2» мы разбили на ранее обустроенных туристами месте у уникального водохранилища. Уникальность его в том, что оно забетонировано под землёй. К воде ведут два люка сверху, а также пару мест, из которых вода вытекает. Уровень воды оказался мал, так что вода вытекала только небольшим ручейком, а широкая труба оказалась вовсе пересохшей. В итоге, воду брали, спуская котелки по верёвке, или набирали кружками из ручья. Представьте: стоишь и поливаешь себя из пластиковой бутылки, а где-то рядом под землёй раздаётся шум воды… та ещё романтика… В этот же день те, кто были в настроении ещё полазить по горам, совершили поход на Индюк, точнее на Индюшку и Индюшонка. Заодно и разведали на счёт наличия воды наверху. К счастью, родник между Индюшонком и Индюшкой не пересох, как нас было напугали туристы в электричке.

Гора Индюк, на самом деле, состоит из самой большой вершины собственно Индюк, высотой над уровнем моря около 860 м, вершины поменьше, называемой в народе Индюшка, и самой малой вершинки Индюшонок. Вот такая птицеферма…

19 июня мы выдвинулись на стоянку «Дом-3», расположенную под Индюшонком. Переход обещал быть коротким (вчера без рюкзаком, но усталые мы дошли за 2 перехода всего где-то за полтора часа), но тут в нашу игру вмешалась погода — перед последним переходом («взлётом») случился ливень с грозой, молниями и трансовыми танцами под дождём. В итоге, пришли мы на полтора часа позже, чем могли бы.

Уже наверху мы успели поставить лагерь (или нам «дали» его поставить)… и снова ливень, гром, молния и, как результат, маленькие селевые потоки в направлении наших палаток, да такие, что приходилось спешно под ливнем копать канавки стока воды.

Осадков выпало весьма много! Достаточно сказать, что наши старожилы «Тропы Мага» такого не помнят!

Но и огонь нам удалось сохранить! Что почти удивительно в тех условиях. А это значит… чай и скорый ужин. И тот замечательный факт, что мы одни в этом месте! Только внизу под горой, перед первым ливнем мы проходили мимо лагеря туристов.

20 июня — в путь по хребту. В этом, кстати, уникальность этого тренинга — мы никогда не передвигались по хребту, тем более Главному Кавказскому — всё больше вдоль рек, по долинам, да через перевалы ходили.

Под горой Семашко мы попали в тучи, но дождя так и не выпало. Правда, и на Семашко уже не было смысла подниматься — ничего не видно, а ведь в ясную погоду можно было увидеть море…

В конце пути этого дня — нудный спуск на стоянку «Дом-4», который вознаграждается красивейшей стоянкой под горой Два Брата, где стекаются 3 ручья. Благо, и стоянка оказалась безлюдной. Точнее, именно здесь, а не на Индюке, как изначально планировалось, мы и встретили нашего 18-го товарища — Андрея — теперь КОМАНДА в сборе! Нас — 18.

И мы снова были одни!

Вспоминаю, что когда я первый раз оказался на этой стоянке в майские праздники 2003 г., то мы своей маленькой группой были вынуждены разбить палатки, что называется, на отшибе — просто все основные места были заняты огромным количеством палаток.

21 июня — день отдыха и начало группового катарсиса, когда разобщённость остаётся позади, акклиматизация заканчивается и люди начинают «смотреть по сторонам»… (Подробнее об этих и других процессах здесь). Планы на день — прогулка на вершину Двух Братьев и разведка завтрашнего маршрута, медитации, купание в водопаде, сушка и стирка, поиск военных трофеев, наконец, просто пассивный отдых — были успешно реализованы, благо, и погода способствовала.

Стоит сказать, что в этих местах были очень ожесточённые бои в период Великой Отечественной войны. Вдоль всего нашего вчерашнего пути мы встречали памятники погибшим бойцам с огромным количеством ржавого железа, встречались даже нестрелянные советские и немецкие патроны с остатками пороха. И на этой стоянке много чего творилось в те года — здесь в 2003-м году я нашёл остатки немецкого кортика офицеров СС.

В итоге, мы решили изменить маршрут, что, впрочем, вписывалось в мою схему запасных вариантов нашего Пути. Причина — неопределённость состояния тропы по хребту. Как показали отчёты других групп, и в прошлые года этот участок был не самый лучший — люди постоянно теряли тропу, тратили огромное количество времени на обход опасных участков скал, были вынуждены искать воду внизу, а затем снова набирать высоту, и прочие неприятности, причём, речь шла об относительно опытных и закалённых туристах, чего о нас не сказать (да, и нет у нас таких целей — у нас всё же психологический тренинг, в первую очередь, а уж затем поход). В этом году начало тропы этого участка совсем еле проглядывалось, и мы решили спускаться к дороге, ведущей вверх по реке Пшенахо.

На КАРТЕ 2 этот неопределённый участок расположен между точками 014 и 022 по хребту. Мы же пошли вниз к точке 015.

Специфика этого решения состояла в том, что мы меняли неопределённости и очевидную сложность передвижения по хребту на очень большой перепад высот. И не сколько вниз — всего-то метров 600 — такое у нас уже было, а перепад высот вверх на вершину Семиглавая — целых почти 1100 м от реки — таких перепадов у нас на Тропе ещё не бывало! Хуже всего приходится тем, у кого повышенное кровяное давление — это меня и озадачивало. Но это ещё впереди, посмотрим…

22 июня — день начала войны — в этом году особой «войны», как бывало в прошлые года, благо, у нас не случилось. Как и предполагалось. Мы медленно спустились с Двух Братьев (почти как в анекдоте) и затем прошли барским шагом по дороге вверх по Пшенахо 8 км до так называемой «Яшкиной тропы» (на самом деле, это самый обыкновенный волок, по которому тягали вездеходами лес). А ведь деревня Анастасиевка от точки 015 была в каких-то паре-тройке км (но, чтобы избежать искушения, мы громогласно решили, что до деревни не менее 4-х км).

Стоянка «Дом-5» оказалась удобной и уже обустроенной туристами, стремящимися на следующий день, как и мы, «взлететь» на Семиглавую.

23 июня — мы действительно «взлетели» по вершину всего за 4 часа. Но уже, не доходя одного перехода до самой вершины, нас снова «накрыло по полной программе» — ливень, гром и молнии, бьющие прямо по нашему курсу по вершине. И снова больше часа мы вынуждены были пережидать буйство стихии в точке 023 на КАРТЕ 2, правда, уже под банным полиэтиленом 6 на 8 метров, которым накрылись всей группой вместе с рюкзаками, где и переоделись в сухое. Но это было не последнее наше испытание в этот день.

Стоит упомянуть для посвящённых, что «свято место пусто не бывает» — это я о смене Андреев — один пришёл — другой ушёл на стоянке «Дом-5» — ушёл, чтобы снова вернуться…

Наверху, пройдя четыре вершины из семи, мы снова оказались в тучах, а где-то рядом снова опасно сверкало. Мы сделали попытку обойти оставшиеся вершины снизу. Эта попытка нам удалась, но далась трудно — там, где по тропе идти 15 минут, без тропы идёшь 2 часа! Усталость заставляла искать место для лагеря — идти вниз не было и речи.

И мы нашли наш «Дом-6» — снова обустроенная туристами стоянка с родником. Правда, оставался вопрос: а где же наша тропа вниз? Ведь в том месте, где она показана на старых картах, её просто не существовало. Именно речь шла не о «плохой тропе», а о полном отсутствии даже намёков на неё… У нас всякое бывало, но такое…

24 июня рано поутру мы с Димой сбегали на разведку тропы. Нашли, можно сказать, сразу — ведь вчера и усталость сказывалась, и погода не благоволила к поискам — в тучах самих себя бы не растерять…

Но, спустившись по тропе буквально метров 200 (на КАРТЕ 2 это маленький хвостик в сторону от точки 027), мы поняли, что тропы снова нет! То есть, она просто стёрлась временем. Напрочь!

Памятуя, что значит ходить без троп, было принято однозначное решение спускаться в Терзиян, то есть в другую сторону от хребта — не к морю на юг, а на север. Тем более, что и тропа на Терзиян была найдена сразу — «сходу» — прямо напротив нашего лагеря (точка 028) и в отличном состоянии. А это уже Знак!

И затем в этот же день был простой банальный 4-х часовой спуск вниз и поиск нашей последней стоянки «Дом-7». Правда, на поиск ушло больше часа — слишком сложный берег оказался на реке Пшиш, и близость деревни смущала.

Но, нам нужна была стоянка на два дня и две ночи, где будут Баня и День Молчания, а также подведение итогов тренинга.

25 июня — Баня — и этим ВСЁ сказано. Хотя, давно у нас не было Горной Бани в июне… А уж чтобы Баня была рядом в 5-и метрах с основным костровищем — такого не было никогда.

Что-то слишком много «никогда» на этом мероприятии у нас…

26 июня — День Молчания, правда, отягощённый затянувшимся ливнем. Да таким ливнем, что наша речка Пшиш так разлилась, что мы было подумали поскорее «сматывать удочки», чтобы наш лагерь не смыло. Но, в итоге, решили просто быть внимательней к речке, особенно ночью, тем более, что рано вставать. Правильно решили! Дождь прекратился и дал нам возможность спокойно подвести итоги тренинга.

27 июня — подъём в 4 утра затемно, чтобы успеть на утренний 6-и часовой автобус из Терзиян в Туапсе — другого выбора у нас просто не было. Никогда так рано вся группа ещё не поднималась, тем более на автобус. И снова «никогда»…

Итоги Тренинга
  • Традиция! Это был шестой солнечный июньский тренинг, но не высокогорный. Напомню, что «солнечный» означает, тренинг, где основная практика — действие, в то время, как на «лунном» тренинге основная практика — восприятие. Это — тантрические принципы, и такую тантрическую связку я ввёл первый раз в 2005 году. Эта схема меня в целом устраивает. В целом, но есть оригинальные идеи ещё с прошлого года. Но, как говорится, всему своё время. Что же касается того, что тренинг не был высокогорный, ну и что?… Зато сколько «никогда»…
  • Подытожим ВСЕ «никогда«:
  1. Мы никогда не передвигались на электричках группой.
  2. Мы никогда не брали воду из-под земли в подземном водохранилище. И вообще, ощущение сталинских времен, времён войны в первые дни было постоянное.
  3. Мы никогда не передвигались по хребту, тем более Главному Кавказскому — всё больше вдоль рек, по долинам, да через перевалы ходили.
  4. Мы никогда не попадали под такие мощные ливни с громом и молниями, причём, неоднократно за тренинг.
  5. Мы никогда не «взлетали» на высоту почти 1100 метров за один день, и стоит сказать, мы это сделали легко.
  6. Никогда не было такого, чтобы тропа впереди просто не существовала: бывали очень плохие тропы, бывали завалы, но чтобы совсем… Чаще наоборот — путаешься в тропах и горных дорогах…
  7. Никогда наша баня не была так рядом с костровищем — удобно, между прочим. Тем более, в июне, когда горных бань так давно не было.
  8. Мы никогда не поднимались всей группой в 4 утра затемно, тем более на автобус. Короче говоря, и приехали необычно на электричке, и уехали необычно.
  • Определим на нашей Карте 2 ВСЕ места стоянок:
  1. Стоянка «Дом-1» у дачного посёлка на речке Скакуха — точка 005.
  2. Стоянка «Дом-2» у подземного водохранилища — точка 007.
  3. Стоянка «Дом-3» под Индюшонком — точка 008.
  4. Стоянка «Дом-4» под Двумя Братьями — точка 012.
  5. Стоянка «Дом-5» в верховьях Пшенахо под Яшкиной тропой — точка 017.
  6. Стоянка «Дом-6» за вершиной Семиглавой — точка 028.
  7. Стоянка «Дом-7» над посёлком Терзиян — точка 032
  • Походки Силы и Практика Четырёх Потоков — основные Практики этого тренинга, а что касается последней — так это вообще для меня святое, хотя её приходилось и укорачивать.
  • Наконец-то в июне состоялась Горная Баня!
  • Длительное время группа оставалась сама с собой, как, впрочем, и в прошлом году, хотя, вероятность встречи с посторонними на этом тренинге была гораздо больше — места на первой половине пути в этот раз у нас были более исхоженные. Поэтому легко представить тот ОБЛОМ, когда мы потеряли тропу там, где она просто обязана быть вообще, напрочь…
  • Весьма знаменательно и положительно, что снова в июне мужчин было больше: снова 11 мужчин и на этот раз 7 женщин (в прошлом году женщин было 9, то есть двоих за год «съели»)! Считаю, на солнечных тренингах и должно быть больше мужчин — тренинг ведь физически труднее, и дело вовсе не в Солнце. Правда, мужчины и едят больше, особенно после тяжёлого перехода и когда дождь и холодно…
    Буду стремиться к тантрической гармонии и впредь!

А женщин мы есть больше не будем