8 (915) 876-2007 zatropa@rambler.ru

Тропа Мага - июнь 2008 - Солнечный тренинг

Приэльбрусье, вверх по р. Кыртык: скала Уллукая, висячая долина Кыртык.
Первый тренинг Тропа Мага в Приэльбрусье - 2008 - високосный год!
На стоянке у с. Верхний Баксан

Так высоко на Тропе Мага мы ещё не забирались! Около 3500 метров! И, не смотря на то, что я планировал чуть повыше, такая высота в конечном итоге нас «устроила». Во-первых, я невольно сравнивал этот июньский выход с моим августовским походом нескольколетней давности; а август в Приэльбрусье — это далеко не июнь! Во-вторых, этот год, по словам пастухов, выдался холоднее обычного: раньше уже в мае можно было переходить некоторые перевалы, в то время как в этом году в конце июня они стоят под двухметровым снегом, и в июле, похоже, снег не сразу сойдёт… В третьих, мои планы всё же — не самоцель группы: мы, прежде всего, на тренинге, а не в походе. Да и, стоит отметить, планы на подобные походы я строю всегда с огромным количеством степеней свободы, то есть всегда есть запасные неосновные варианты маршрута (в этом выходе их было около 5). Главное — внутренний маршрут у нас не меняется!

Итак, по-порядку.
16 июня мы, группа из 20 человек, представители 6 городов (Тамбов, Тобольск, Ростов-на-Дону, Сочи, Москва, Нижний Тагил) встретились в Нальчике, затем переехали в Верхний Баксан. Первая стоянка была на берегу реки Баксан, под скалой с ретрансляционной вышкой, недалеко от деревни.

Обратила на себя внимание погода — шквалистый ветер — напоминающая первый день нашего первого выхода на Лаго-Наки два года назад. «Ветер Знаний», — сказал один мудрый, но хитрый человек.

Вечером мы познакомились (большинство, правда, друг друга уже знали!) уже в виде традиционного ритуала «по кругу и по часовой стрелке», я ещё раз напомнил принципы и законы тренинга психологического туризма, упустив некоторые моменты — не потому, что забыл — их и так все знали, а те кто не знал (таких было один — два человека), постигали их «напрямую» — то есть на практике.

Напомню эти законы: 3 первых дня идёт энергетический катарсис и группа отрабатывает разобщённость, затем 3 дня группа отрабатывает общность и тем самым реализуется астральный катарсис, наконец, 3 последних дня (на самом деле, все последние дни) участники группы работают над своей индивидуальностью в общности группы; и принципы: в горах всё сухо, в горах всё стерильно, в горах все бесполы.

В этот день я указал лишь на самые важные моменты быта и на нововведения, касающиеся нашей каждодневной Практики. Например, на этом тренинге не было бубна (была, на самом деле, маленькая буддистская тарахтелка, не знаю, как её правильно называют, был алтайский комус, и был колокольчик), не было банного полиэтилена и, соответственно, нашей горной бани (год назад полиэтилен нам уже не пригодился, хотя «наша» баня и была), и мы шли «на газу», то есть концепция приготовления пищи мною ещё за год строилась исключительно для газового оборудования, а костёр, как я неоднократно отмечал в эти дни — исключительно «для души». Но, дабы быть справедливым и отдать дань Священному Огню, ОН, то есть Огонь Костра, нам сэкономил около литра жидкого газа. Дождей, однако, было мало.

В этот день мы обнаружили нарзан, о котором я раньше и не знал, прямо у деревни! Мы были уже на высоте около 1600 метров над уровнем моря!

17 июня мы пошли, наполнив фляги нарзаном. Я ожидал тяжёлой акклиматизации, поэтому был перед выбором (которого, на самом деле, изначально и не было, впрочем, как всегда): по какому из двух путей от деревни идти… Выбрал в пользу более пологого пути (уточняю: смотря с чем сравнивать…) и, соответственно, более лёгкой акклиматизации, учитывая состояние и возможности группы. И, как оказалось, не ошибся, даже не с точки зрения акклиматизации группы, а с точки зрения сезонной погоды и состояния снежных покровов на маршрутах. Всё-таки это уже Центральный Кавказ!..

Но даже в этом случае мы дошли тяжело, точнее, не дошли около 2 км до основной стоянки, где нам предстояло стоять не день — просто, я понял, что пора «вставать». Что было тоже не плохо — мы разбили лагерь на самом берегу реки Кыртык в больших листьях, напоминающих гигантские ландыши — красиво! Кстати, часа через полтора-два пошёл дождь и стало резко смеркаться — именно через то время, которое мы ещё шли бы, если бы решили идти до основной стоянки в этот день. Короче говоря, разбили лагерь как раз вовремя.

Река Кыртык, кстати, не судоходна, и даже не рыболовна — это нам сказали на следующий день пастухи, объяснив последний факт тем, что в самом низовье реки водопады.

18 июня, на следующий день мы перешли эти оставшиеся 2 км, прошли менее, чем за 1 час и встали на берегу Кыртыка под скалой Уллукая. Весь этот день мы отдыхали, посетили места, давно мне знакомые: нарзан, пещеры, точнее гроты, в самом большом из которых можно расположить целый палаточный городок, и в котором находится стоянка древнего человека, а также остатки современных шаманских ритуалов. Как сказали пастухи, только последние 4-5 лет шаманы здесь почему-то не появлялись.

Пастух Хасан сказал мне, что, пронаблюдав в течение какого-то времени за нашими занятиями (как я знаю и сам видел неоднократно своими глазами, в бинокль очень удобно наблюдать за разными сторонами жизни туристов…), он пришёл к выводу, что (почти дословно): «Думал, что Вы — тоже шаманы, но нет! Вы — не шаманы, Вы — самураи какие-то. Ниндзя!..»

Вечером шёл дождь. После 20.00 в этих местах вообще холодно, а тут ещё и дождь…

19 июня мы отдыхали, подвергнув свои организмы интенсивной акклиматизации, изнуряя себя нарзаном со скалы Уллукая, айраном с пастушьего коша и опьяняя свои лёгкие гипервентиляционным симптомом высокогорья — всё-таки забрались примерно уже на 2200-2400 метров над уровнем моря! Был также сыр и хлеб, изготовленный на айране, который нам предложили пастухи с кошары, но это уже мелочи, по сравнению с Кольцом…

Хамаз, или Хамзат, один из двух пастухов с кошары вдруг неожиданно для меня (и не только для меня, оказывается), вдруг предложил прогуляться на вершину Уллукаи, чтобы пройти «инициацию Кольцом» — тот, кто пролезет через отверстие на вершине скалы, силу приобретёт неимоверную, будь ты мужчина — мужскую, ну а женщина — женскую детородную, очевидно. Я об этой дырке ничего раньше и не слышал, хотя с Хамазом встречался несколько лет назад, и мои друзья Люсьена с Димой встречались неоднократно, но тоже не слышали о Кольце!..

В общем, мы пошли почти всей группой, вернее, полезли вверх. Вернулись через 4 часа изнурённые, но удовлетворённые. Увидели Эльбрус! Вот это «отдых» у нас получился в этот день! Я даже подумал об ещё одном «дне отдыха» на следующий день. Но обошлось… Не для «этого» мы сюда пришли, на самом деле…

20 июня мы снова пошли. Дальше и выше! Переход был относительно небольшой, но многие и от такого устали. Лагерь мы поставили на высоте около 3000 м в висящей долине. Дров здесь уже не было совсем, поэтому, несмотря на погоду, костёр нам в ближайшие 2 дня «не светил». Многие отметили, как это не привычно: одно дело, когда дождь не позволяет разжечь костёр, и совсем другое дело, когда костра просто в принципе нет!!! И всё равно, вечером было весело: я решил вспомнить старую практику первых лет моих выездных тренингов — Вечера Страха. Так что, было «страшно весело»…

21 июня. Переход на вторую половину тренинга. Этот момент, кстати, отметили. Точнее, заметили.

Погода нам благоволила! Больше напоминала Лаго-Наки два года назад, но были и дожди, в меру. С утра был объявлен день внутреннего молчания — напомню, что это вид ритрита позволяет обмениваться короткими важными репликами и фразами, но направлен на внутренее молчании в движении. В этот день мы поднялись на предельную высоту этого тренинга — около 3300 м., может выше. Так что «середина тренинга» оказалось и в смысле «пик тренинга».

Уже вечером мы знали, что на следующий день, не смотря ни на какую погоду, мы будем спускаться. Всё-таки высота давала о себе знать и в виде эпизодов горной болезни, эпизодически проявляющейся у разных участников. Благо, серьёзных и длительных приступов ни у кого не было.

Я объявил, что уже по погоде считаю тренинг удавшимся, не смотря на то, какая погода будет в оставшиеся дни — всё-таки на самую высокую точку нашего тренинга мы забрались в хорошую погоду, даже отличную. По опыту могу сказать, что и сплошное солнце, и постоянные дожди, очевидно, омрачили бы эти дни!

22 июня пошли вниз. Вышли в привычную уж для нас на этом тренинге погоду — переменная облачность с прояснениями, нередко даже жарко (в первые же дни обгорели на солнце почти все, не смотря на одежду). Но затем пошёл холодный дождь, который сильно напомнил Лаго-Наки прошлого года. Так мы и шли до следующего лагеря — холодно и мокро. Ещё и широкий ручей пришлось переходить: некоторые смогли перепрыгнуть в узком месте, некоторые разувались, а некоторые взяли, не останавливаясь, и перешли…

Но вечер удался на славу! Лагерь мы разбили на привычном и обжитом для нас месте под скалой Уллукая — нарзаны и айран, лошади и пастушьи собаки, пастухи и мы…

В этот день начала Великой Отечественной войны случился день рождение у Данила. Ну… В общем, не спали долго, некоторые почти до рассвета, а кое-кто даже встретил рассвет и решил не ложиться вовсе.

23 июня — день отдыха. Каждый был занят «своей» формой отдыха — кто по варианту «тюлень», кто в режиме «дятел». Другими словами, кто-то избрал активную форму отдыха, кто-то просто отлёживался, а кто-то уже морально готовился к последнему дню тренинга и пересматривал все события последних дней. Каждый «оплачивал себе долги» — как мог.

24 июня мы «нырнули вниз» — шли до деревни, почти не останавливаясь. И дошли: кто за 3 часа, кто за 4 с половиной. Всего прошли около 17 км.

Вечером — традиционное обсуждение, буддистский ритуал с «чашей по кругу», моё объявление о том, что тренинг считаю закрытым.

И ещё много ликования по поводу победы нашей футбольной команды над голландцами! Вот уж чего-чего, а не ожидал над «некоторыми»…

25 утром я отдал газовые баллоны «на растерзание», указав, что не хотел бы тащить газ обратно. То есть, можно было без меры греть воду и использовать газ на этот раз не только ради приготовления пищи, но и просто, чтобы привести себя в порядок.

В 11 часов мы разъехались: 5 человек решили снова подняться повыше, на этот раз уже на канатной дороге пос. Тырскол, где открываются прекрасные виды на Эльбрус. Остальные поехали в Минеральные Воды, а дальше — кто куда: кто на море, а кто домой.

Итоги Тренинга.
1. Погода тренинга была идеальная, что особо повлияло и на Практику. Тренинг в погодном смысле больше напоминал Лаго-Наки-2006, но было немало и от Лаго-Наки-2007. Дожди были регулярно, но в меру.

2. Это — первый тренинг, когда я полностью подгадал с едой. Ещё приятно отметить, что мой первый опыт использования газа тоже оказался удачным — с газом я тоже угадал.
Может возникнуть закономерный вопрос: какая связь между психологическим тренингов и пищей и газом, то есть бытовухой горного мероприятия. А связь как раз психологическая, по типу: сколько пива не бери — всё равно мало и второй раз идти. Так вот: у нас не было возможности в этот раз «идти второй раз»…

3. Уже вначале тренинг я скорректировал свои планы на 2009 год. Приэльбрусье в июне сурово, многие мои планы на этом тренинге пришлось изменить в пользу отказа от высоких перевалов, которые в этом июне оказались для нас просто непроходимы.
Не в них суть тренинга по психологическому туризму!

4. В Приэльбрусье мы ещё вернёмся, но у меня появилась идея вернуться на Западный Кавказ, но не на Лаго-Наки (пока не на Лаго-Наки…), а в район реки Малая Лаба в сторону Красной Поляны. Маршрут разрабатывается во всех отношениях, прежде всего, в плане психологии.
И ещё я решил «вспомнить» Чусовую. На последних выездных тренингах, и в июне, и в августе пересекаются слишком много людей, подготовленных по-разному физически. Значит, нужно расширять диапазон допустимых физических нагрузок, не в ущерб психологической стороне данных мероприятий.

5. Наконец-то у нас есть своя Практика! Которую можно делать регулярно, не путаясь в упражнениях. Которая включает все самые важные наработки предыдущих тренингов. И которая удовлетворяет самым разным запросам участников тренинга.
Практика Четырёх Потоков, хотя и развивается количественно, но качественно неизменна. В условиях городских тренингов не всегда есть возможность постичь эту практику, в силу скоротечности таких тренингов и известной длительности Практики Четырёх Потоков. Часто в городах получалось что-то вроде демо-версии Практики. Но здесь на Кавказе мы наконец-то её освоили, кто хотел, конечно. 1,5-2 часа каждое утро!..
И будем осваивать дальше в варианте августовского тренинга.

Карта окрестностей ущелья р. Кыртык
Наш маршрут июня 2008 проходил по ущельям р.р. Кыртык и Субаши почти до хребта Кыртык.

Приэльбрусье, с. Верхний Баксан, ущелье  реки Кыртык

Приэльбрусье, с. Верхний Баксан, ущелье реки Кыртык

стрела

ФОТО-отчет

Снова эти места в августе 2013

В августе 2013 мы были на озере Сылтранкель и перевале Сылтран, куда мы не попали в июне 2008