8 (915) 876-2007 zatropa@rambler.ru

Первая Тропа Мага на Лаго-Наки - июнь 2006

Турбаза и база МЧС Лаго-Наки, р. Цица, озеро Пседонах - Фишт-Оштеновский перевал - приют Фишт - перевалы Белореченский и Черкесский - Бабук-Аул - Солох-Аул
Первая Тропа Мага на Лаго-Наки - Солнечный тренинг
Фишт-Оштеновский перевал, на фоне г. Фишт

Итак, свершилось!

Лаго-Наки, или Лага-Наки, или Лагонаки, или Лаганаки мы покорили (местное наименование плато также неоднозначно)! И Плато покорило нас!

Но, по-порядку… Плато находится в альпийской зоне, высота его где-то 2000 м, в одном месте наш жпс показал 2100 м. Плато на картах и фотографиях с космоса видится как нарост, или приметная нашлёпка на Кавказском хребте, причём когда идёшь по плато, то понимаешь, что под ногами пусто: кругом рассеяны дыры под землю — карстовые пешеры, которые постоянно манят спелеологов, мистиков и, по слухам, представителей спецслужб… Гигантский генератор поля, подземные города, врата в Шамбалу — вот тот ореол Плато, который связан с таинственными происшествиями, жуткими трагедиями на плато. Знаю, что многие из моей группы ждали нечто подобного в событийном плане. Благо, мы получили только внутренний подобный опыт, которому только предстоит стать внешним. Ведь ради этого мы и ходим, а не ради НЛО, живых атлантов, снежных людей и другого шоу. Дальнейшее описание будет носить в большей степени причинно-следственный, а также внутренний психологический характер, чем традиционный для обычных туристов хронологический, внешний описательный характер. Это будет не просто отчёт, но пересмотр. Это — психологический туризм.

Эко-психологический туризм на Лаго-Наки
16 июня мы — 24 человека из 7, а точнее из 9 городов (Ростов-на-Дону, Тамбов, Тобольск, Нижний Тагил, Москва, Воронеж, Владимир, Зеленоград, Сочи) встретились на жд вокзале Майкопа в тёплый дождливый день, что по восточный традициям есть хороший знак и признак очищения природы и подготовки к началу Нового. К вечеру мы уже разбили первый лагерь перед самим плато в полутора километрах за границей заповедника, (т.е. за шлагбаумом), где мы заплатили за 5 дней пребывания в заповеднике, и где-то в 3-х км от спасателей МЧС, где мы зарегистрировались. Место лагеря нам посоветовали на кордоне. Также нам любезно «подарили» сам день нашего прибытия и позволили набрать воды, поскольку вблизи стоянки ручьёв и рек не предвидилось, хотя совсем рядом под обрывом оказался снег. Т.е. снег оказался для нас в этот день не испытанием, а настоящим подарком, иначе пришлось бы экономить воду. В этот же вечер, но больше ночью мы выдержали уже первое испытание — ВЕТЕР. Некоторые палатки существенно кренились и почти ложились на народ. Некоторые даже испытывали горняжку — головокружение, головную боль, беспричинные страхи и т.п.

Так, под ветром, у костра произошло знакомство группы, и я объявил начало тренинга (хотя фактически он начался ещё на вокзале в Майкопе).

17 июня утром где-то в 10.00 мы вышли на Плато! Сильный ветер и монотонный набор высоты заставил нас достаточно тепло одеться. Но постепенно мы разделись. В этот же день многие (наверное, большинство) существенно сгорели на солнце. Принцип на плато таков: есть солнце — жарко и можно загорать; тучи находят на солнце — как бы сразу «включают кондиционер» и тут же становится холодно… Ночи здесь холодные. К вечеру мы спустились на реку Цица, где встали недалеко от слияние двух Циц — малой и большой, на старой стоянке, которую, однако, можно было определить только по полностью заросшей тропинке к реке (тропа проявляется только если раздвинуть заросли, иначе — сплошной ковёр). Видно, что в этом году мы первые на этом месте, и, как оказалось позже, не только на этом.

18 июня был третий день семинара. Стратегия этого дня следующая. Во-первых, нам нужна была спокойная акклиматизация. Плюс, мы действительно подгорели, и наша кожа требовала отдыха. Группа у нас не малая, и есть люди с Сибири и Урала, которые были в дороге около 3-х суток. Во-вторых, мы изначально планировали не бегать по плато, а Быть на Плато. В-третьих, тренинг — это всё-же не просто поход, а три первых дня на тренигах всегда идёт энергетический катарсис. Так, три первые дня такого тренинга я рассматриваю как отработка разобщённости. В этот день мы просто «спокойно разбрелись по Плато» так, как каждый мог себе позволить. Для кого-то это было расстояние ровно такое, какое нужно, чтобы отойти по нужде. Кто-то же ушёл далеко — на озеро Пседонах, в урочище Чашка, на скалы над лагерем, в лес и т.д. День был солнечный, жаркий и без ветра.

19 июня мы пошли дальше, вернее, довольно хаотично пересекли реку, где получили первый «урок сплочённости», урок умеренно негативный, но явно поучительный. Затем, уже дружно поднялись к озеру Пседонах, там некоторые искупались. Далее, мы немного поблуждали по огромным (и не очень) моренным камням (следам ледника). Погода была идеальная для такого перехода — солнце, периодически скрывающееся за тучами.

Впрочем, принципы походки силы — это также немалая составляющая наших переходов, иногда — единственная. Ведь и группа немалая! И многие в первый раз вообще в горах. Да и экипировка… А передвигались мы вполне быстро для такой группы, причём не спеша! Со-о-овсем не спеша…

После камней был снег. После пересечения длинного снежника мы сделали медитацию и упражнения на восстановление глаз: солнце и снег в горах требуют ношения очков, которые у нас были лишь у нескольких человек. Затем был Фишт-Оштеновский перевал (около 2300 м над уровнем моря) и быстрый спуск (опять же — не спеша…) на приют Фишт (около 1500 м нум). На этом пути был лишь один сложный участок — переход достаточно длинного и весьма наклонного снежника. Половина группы, несмотря на мои рекомендации, были в кроссовках; палки для упора на снег были лишь у меня и ещё одного-двух человек. Главное условие безопасности этого пересечения стали предельно короткая дистанция между нами и подстраховывание друг друга.

20 июня был психологически сложный день, особенно для меня как руководителя. С одной стороны, нам единодушно явно показалось «мало Лаго-Наки», а ведь дальнейший переход однозначно означал «гудбай, Лаго-Наки». С другой стороны, я стремился уложиться в наши отпущенные 5 дней (хотя, с «нулевым днём» реально получалось 6 дней). Так, выход был объявлен на следующий день (т.е. на 20 июня).

Но Лаго-Наки нас не отпустило… Нет-нет! Погода была такая же отличная, как и в предыдущие дни, не смотря на то, что вечером часто нагоняло тучи, сверкали зарницы и поднимался ветер. Но лишь вечером… И физически идти мы вполне могли, не смотря на то, что вечером накануне некоторые «весело посидели» с руководством приюта. Просто, хозяин приюта Владик решил «почему-то» нас задержать, наивно нам соврав, что впереди идут военные учения и проход временно запрёщён. Под это подписался и представитель заповедника, уверяя нас, что мы можем смело просрочить наше пребывание в заповеднике на 1-2 дня. Словом, они вдруг решили, что второй вечер на приюте снова принесёт им немалый доход и утешение. И мы с радостью остались, хотя некоторые из нас и возмущались степенью своей «типа наивности».

Правда, никакого материального дохода мы в копилку приюта не привнесли, скоротав свой вечер групповой практикой Свара-Йоги и душевным времяпровождением. Зато, какую духовную прибыль получил приют!.. Да, и некоторую материальную компенсацию в виде группы из 14 человек с Волгограда, спустившуюся на приют взамен нам. Мы же теперь имели объяснение-алиби для егерей, позволяющее нам смело задержаться в заповеднике.

21 июня мы покинули приют Фишт ещё до 10.00. И не напрасно так рано. 21 июня — самый длинный день в году — мы шли 9 часов, быстро преодолев лёгкие перевалы Белореченский и Черкесский (оба около 1800 м нум) и одолев трудный, нудный и изматывающий спуск на Бабук-Аул. Перед перевалами видели мишу, пересекающего снежник прям рядом с нами (признаться, из за близости расстояния боковым зрением я сначала принял медведя справа от себя за всадника, который нас обогнал перед этим). За перевалом Белореченский, как нам подсказали на приюте, возникла сотовая связь, чем многие воспользовались. А за перевалом Черкесский начались субтропики — папоротники, лианы, целый мир запахов и пр. В конце дня кое у кого случилась «обратная горняжка», ведь мы активно скинули около 1200 метров, что нежелательно для тех, у кого пониженное давление. Зато здесь нас ждали тёплая вода в реке и первая тёплая ночёвка, где на контрасте можно было почувствовать холодовую усталость за последные 5 дней (у многих были слабые спальники). Война, как и положено, началась 22 июня.

22 июня война для нас началась, правда, не в 4 утра. Это была война с пчёлами. Такой стихии у меня ещё не было! Казалось бы, что может помешать, если все целы и здоровы, погода отличная, и вообще всё во всех отношениях благополучно??! Ну нет же, не расслабляться! У природы всегда есть сюрпризы.

Пчёлы были брошены на дороге (целый улей!), ну… мы их поневоле и подбирали. Представьте тьму крошечных «бандитов на большой дороге», которые обречены… Благо, ни у кого из нас не оказалось сильной аллергии на пчёл, ведь количество укусов у нас варьировалось от 0 до 30 и более!!!

23 июня мы пересматривали пчёл методом дня молчания. Последней нашей стоянкой стал берег реки Шахе под таинственным урочищем Три Дуба.

24 июня мы завершили пересмотр пчёл, поднимаясь на Три Дуба, где встретили чудного пасечника Петра, который угостил нас каштановым мёдом, чаем, показал легендарные три дуба (которым около 500 лет), поводил между ульями, где пчёлы толпами летали вокруг нас и не кусали, что и явилось завершением пересмотра пчёл. Так, мы снова стали почти любить пчёл, купили мёда, перестали зло шутить над Билайн и т.д. Пётр также провёл нас к роднику, к городу дольменов, рассказал много интересного.

Вечером была традиционная горная баня и групповой пересмотр всего мероприятия. Этим вечером мы единодушно решили, что тренинг себя исчерпал (хотя большинство группы остались вместе и на море)…

25 июня до обеда группа рассосалась: кто на море — в домиках или на самом берегу в палатках, кто уехал в Сочи, кто-то остался у Петра на дольменах.

Итак, полевой тренинг на Лаганаки прошёл, причём свершился на сутки раньше запланированного 26 июня, хотя на Плато мы провели семь дней вместо пяти: погода была более чем отличная для этого времени; события сопутствовали успеху тренинга во всех отношениях, и без преувеличения; плато "заразило"нас — хочется вернуться на больший срок и, возможно, по другому маршруту (например, в Мезмай к Заваде, церез Цицу, без захода в "злачные" места). Что ж, посмотрим…

Карта Лаго-Наки
Красными звёздочками обозначены наши ключевые стоянки разных лет, звёздочки с годами — начала двух самых первых Лаго-Наки

Лаго-Наки

ФОТО-отчет

Лаго-Наки июня 2007

На этот раз мы зашли на Лаго-Наки с самого Гузерипля через Партизанскую Поляну и спустились в Мезмай
На Партизанской Поляне, что под Лаго-Наки  и над Гузериплем

На Партизанской Поляне, что под Лаго-Наки
и над Гузериплем

Лаго-Наки июня 2011

Мы зашли на Лаго-Наки с моря, т.е. от Солох-Аула, поднялись по «весёлому спуску» и спустились неожиданно … в Черниговскую

Утро под Фиштом...

Утро под Фиштом…

Лаго-Наки августа 2012

Мы как-бы «продолжили» предыдущий Лаго-Наки — поднялись с Черниговской и спустились в Мезмай